ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Опытный амурский овощевод и картофелевод Владимир Шилов развивает свое фермерское хозяйство с 1992 года. Близость к областному центру — его КФХ «Семена» расположено в селе Гродеково Благовещенского района — одно из преимуществ хозяйства: продукция находит спрос у горожан.

— Практически уже реализовали продукцию этого года, — рассказывает фермер. — Урожай был неплохой. Картофелем засевали 160 га, урожайность была 180 центнеров. Это не лучший показатель, бывало, мы и по 220-250 центнеров собирали. Но были дожди в самый ответственный момент чуть не каждый день, правда, мы все успели убрать. Капуста у нас занимала 30 га, дала урожайность 350 центнеров, морковь — на 4 га, урожайность составила 250 центнеров.

Непременно один раз в 3-4 года в хозяйстве меняют семена, иначе нельзя. Качественный семенной материал — залог хорошего урожая, в этом уверен глава КФХ. Закупают семена в Сибири или в европейской части России. Время идет, появляются новые сорта, которые превосходят старые, привычные. Владимир Михайлович за годы своей работы на земле испробовал десятки сортов картофеля, знает все их достоинства и недостатки, а также — предпочтения потенциальных покупателей. В 2017 году в КФХ выращивали картофель двух сортов – Розалинда и Гала, оба германской селекции. А на эту весну Владимир Михайлович уже закупил семена еще одного перспективного сорта – голландской Импалы.

— За 25 лет со многими сортами работали, — рассказывает Владимир Михайлович. – Были и отечественные хорошие сорта – ранние Луговской, Бородянский, Весна, потом пошли Розара и многие другие. А сейчас – Гала популярный сорт, но к нему не сразу люди привыкали… Очень у нас любили Адретту, но, как влажный год, она начинала гнить. А Гала — ранний сорт с желтой мякотью и круглыми ровными клубнями, по вкусу, я бы сказал, улучшенная Адретта. Теперь распробовали этот сорт. Хорошие вкусовые качества и тоже желтая мякоть и у Розалинды. Раз любят амурчане желтую картошку, значит, такую и будем выращивать. Мы должны удовлетворять запрос покупателя, стараемся это делать. Захотят амурчане фиолетовый картофель – можем и его производить!

У Владимира Михайловича есть свои наработки и в организации сбыта своей продукции, а тысячи тонн овощей и корнеплодов реализовать – это не шутки. Тем не менее, у агрария есть немало претензий к состоянию и вектору развития рынка овощей и картофеля в Приамурье.

Так, по-прежнему на рынке очень много китайских овощей и картофеля. Они, как правило, выращиваются с применением вредных химикатов, но продукция продается в наших супермаркетах, в то время как амурским фермерам сложно реализовать свои овощи.

— Ищу оптовых покупателей, — делится мыслями фермер Шилов. — Должен сказать, нормально сбыт организовать – сложная задача. Есть у меня уже наработанные партнерские связи. Например, все лето продаю овощи в Якутию (они много лет сами ко мне приезжают), в Хабаровский край. Конечно, реализую продукцию и в Благовещенске: работаю с крупными торговыми сетями. В качестве поставщика удалось зарекомендовать себя еще в начале 90-х годов. Сначала столкнулся с трудностями: пришел договариваться с одной из компаний, а меня даже слушать не захотели. Тогда организовал торговлю своими овощами с машин возле их магазинов… А через неделю заключил договор на поставки овощей с несколькими магазинами компании. Сейчас моя продукция поступает на реализацию почти в 20 магазинов и супермаркетов областного центра. Договоры продлеваются каждый год, значит, качество продукции устраивает.

Однако очень трудно, сетует Владимир Михайлович, отвечать требованиям торговых сетей, а они могут меняться. К примеру, должен быть санитарный паспорт у продукции, чуть ли не на каждом овоще — наклейка, у грузчиков — санитарные книжки, определенная температура в машине, один кочан капусты треснул – могут просто всю машину завернуть обратно… Вот буквально пару недель назад из-за пятнышка на одном кочане капусты чуть всю партию не забраковали.

— Сейчас много говорится о необходимости создания объединения аграриев в кооперативы – считается, что это поможет найти новые рынки сбыта продукции, в частности, выйти на Китай, — продолжает Владимир Михайлович. – Но это в первую очередь относится к соеводческим хозяйствам. А для себя я, честно говоря, не вижу выгоды в такой кооперации. Может быть, она нужна более мелким овощеводческим хозяйствам, которым вместе удобнее купить, например, автомобили, чтобы возить продукцию в тот же Благовещенск. Для нас было бы хорошо, если бы возродились муниципальные специализированные овощные магазины.

Любовь Федорова

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №5. 2018 год