Сегодня, когда темпы развития российской сельскохозяйственной отрасли все больше набирают обороты, одной из основных задач, стоящих перед АПК, является его модернизация.
Какие результаты дает процесс перевооружения аграрного сектора Приамурья, и с какими проблемами сталкиваются сельхозтоваропроизводители, обновляя материально-техническую базу своих предприятий, журналу «АПК Амурской области» рассказывает директор ФГБНУ «ДальНИИМЭСХ» Александр Панасюк.
— Александр Николаевич, не секрет, что в области сейчас активно обновляется технический парк АПК. А сами аграрии готовы к этому, как думаете?
— Вы знаете, вопрос довольно сложный, на него нельзя ответить однозначно. Основа грамотной технической политики в Приамурье была заложена правительством области еще несколько лет назад. Благодаря этому в настоящий момент наша область занимает лидирующие позиции по переоснащению МТП новой современной высокопроизводительной техникой. Машинно-тракторный парк принципиально изменился, что дало определенные плюсы: так, прямые затраты на производство снизились на 40-45%, трудозатраты – на 38-54%…
— И это в целом сказалось на качестве и объемах производства сельскохозяйственных культур?
— Должно сказываться, но на практике, к большому сожалению, ожидаемого роста урожайности не произошло! Судите сами: если взять цифры за последние 15 лет (2002-2016 годы), исключая 2013 год, связанный с наводнением, то по Амурской области мы достигли средней урожайности сои 0,98 т/га, зерновых – 1,4 т/га. И это при урожайности районированных и перспективных сортов на государственных сортоучастках области: сои — 2,5-4,5 т/га, зерновых — 3,0-6,0 т/га. Для сравнения: в 1986-1990 годах средняя урожайность сои составляла 1,04 т/га, зерновых — 1,2 т/га. Но ведь тогда и система машин была совсем другая. Так, растениеводство основывалось на тракторах с эксплуатационной мощностью 125-220 кВт и зерноуборочных комбайнах с пропускной способностью 5-6 кг в секунду.
Конечно, ускоренное техническое перевооружение машинно-тракторного парка и соблюдение агротехнических сроков в группе передовых хозяйств за последние годы, бесспорно, привели к росту урожайности зерновых и сои к уровню 2-2,5 т/га.
Но вот что интересно: при ощутимых результатах применения новой техники урожайность зерновых и сои в первые годы работы возросла, но после этого остановилась в своем росте.
— И в чем причина?
— Амурскую область не зря называют зоной рискованного земледелия. Поэтому основную причину в том, что ожидаемый результат не всегда оказывается подтвержденным, вижу именно в зависимости технологий от складывающихся погодных условий. Обидно, но факт, что приобретаемая современнейшая техника бывает не адаптирована к почвенно-климатическим условиям Приамурья.
По этой же причине в области наблюдается большой разброс среднегодовых показателей по производству растениеводческих культур, а сорта не выдают заложенного потенциала.
— Какие существуют проблемы в АПК области, напрямую связанные с модернизацией МТБ наших сельхозпредприятий?
— Суть проблемы заключается в нарастающем техногенном воздействии на почву до уровня, превышающего ее возможности к восстановлению плодородия.
Эксплуатируемые энергонасыщенные колесные тракторы класса 50…70 кН, обладая значительной эксплуатационной массой от 15 до 24,5 тонн, имеют давление в контакте колеса с почвой, превышающее допустимое в 1,3 -1,5 раза. Аналогичная картина и по зерноуборочным комбайнам.
Хотя этого вполне можно избежать. Скажу так: для наших условий нет смысла приобретать комбайны, рассчитанные на урожайность 4-5 т/га. Это высокие цена, расход топлива, стоимость обслуживания и ремонтов. Это касается и тяговой энергетики в составе агрегата. Надо учитывать и косвенные потери, связанные с несовершенством сложившихся машинных технологий: потери урожая, сверхнормативный расход технологических ресурсов, экологические потери (превышение допустимых порогов воздействия на почву). Конечно, абсурд – отказываться от тяжелых тракторов и современных почвообрабатывающих комплексов, но прибавка урожая должна покрывать ущерб, наносимый движителями машин, и дополнительные затраты на разуплотнение почвы. Также нет смысла в приобретении такой техники малыми предприятиями с площадью пашни 200 – 500 га.
— И как искоренить проблему?
— Обновление МТП должно преследовать не только и не просто приобретение высокопроизводительных машин и тяговой энергетики. Этот процесс должен быть завязан в единую технологическую цепочку, согласно технологиям выращивания культур и, конечно, связан с площадью пашни по категориям хозяйств. Необходимы зональная и амурская системы технологий и машин. Первый шаг уже сделан: издана система земледелия для Амурской области. Второй шаг – ее реализация в машинных технологиях с учетом почвенной специфики и климата — еще предстоит сделать.
— Что нужно сделать на региональном и государственном уровне, чтобы новейшие технологии российских разработчиков, в том числе и вашего учреждения, внедрялись в практику?
— На самом деле в этом плане есть хороший опыт не только зарубежный, но и российский. Важно правильно его перенять и применить.
Во-первых, многие машины (почвообрабатывающие и посевные комплексы) можно производить на предприятиях сельхозмашиностроения области, как это делается в Сибири и Казахстане. Это привело бы к увеличению рабочих мест и занятости населения в основных и обслуживающих отраслях, снижению финансовой нагрузки на приобретение техники за счет ценовой политики. Это дало бы дополнительные поступления налогов в областной и муниципальные бюджеты, развитие собственной опытно-конструкторской базы, гибкий подход к номенклатуре и типажу машин.
Во-вторых, объективная необходимость — создание в общероссийской системе машиноиспытаний Дальневосточного аккредитованного испытательного центра на территории Амурской области – для сертификации зарубежной и отечественной техники на соответствие зональным почвенно-климатическим условиям.
И, в-третьих, на территории области необходима разветвленная структура специализированных ремонтных предприятий и технического сервиса. Ремонтные и обслуживающие предприятия должны «накрыть» территорию области по принципу шаговой доступности, с возможностью устранения технологических отказов в поле и восстановления работоспособного состояния в течение двух часов.
Владимир Иванов
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №4. 2018 год