Глава КФХ Николай Нестеров из села Томского Серышевского района занимается преимущественно мясным животноводством: в хозяйстве около 60 голов КРС и почти сотня овец. На протяжении вот уже нескольких лет он вынужден вести судебные тяжбы с администрацией Серышевского района за земельные участки, переданные ему в аренду в период организации хозяйства.
В 1997 году у фермера было 150 га земли в личной собственности, кроме того, районной администрацией ему был предоставлен в аренду земельный участок площадью 442 га для выращивания сельхозпродукции. Земля была выделена из фонда перераспределения района на землях бывшего колхоза «Родина», сроком на 50 лет с правом последующего выкупа, о чем и был заключен соответствующий договор.
Более 15 лет фермер хозяйствовал на арендованных землях, а затем решил провести межевание с целью внести участки в единый Госреестр и в дальнейшем воспользоваться правом выкупа их в собственность. В феврале 2013 года он обратился в районную администрацию с заявлением о согласовании схемы расположения земельных участков.
— Межевание я провел по всем правилам, с приглашением кадастрового инженера, — рассказывает Николай Кириллович. – Но районные власти на 150 га, которые у меня в собственности, схемы расположения утвердили, а на арендованные по договору 442 га – не подписали.
В администрации фермеру пояснили, что схемы не могут быть утверждены, так как согласно проекту перераспределения земель от 2000 г. «указанные земельные участки расположены на землях, предоставленных в общую долевую собственность». Кроме того, договор аренды считается недействительным, так как он не включен в реестр договоров аренды в Комитете по управлению имуществом администрации Серышевского района, площади в договоре не соответствуют действительности, и арендная плата за эксплуатацию земельного участка в бюджет района не поступала.
Посчитав отказ администрации незаконным, в июле 2013 года Николай Нестеров обратился в Арбитражный суд Амурской области. Суд установил, что земли, на которые претендует предприниматель, действительно теперь находятся в общей долевой собственности и муниципальному образованию не принадлежат, и отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации в согласовании схемы расположения участков.
В свою очередь администрация Серышевского района в январе 2016 года обратилась в областной Арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаключенным договора аренды с главой КФХ ввиду того, что в нем нет данных, которые бы позволяли определенно установить имущество, переданное в аренду. Однако суд встал на сторону ответчика, так как сторонами при заключении договора были согласованы все существенные условия: предмет, цена, срок. Категории земель и их местоположение, отраженные в землеустроительном документе, соответствуют фактическому использованию, площадь совпадает. Оплату за пользование участком фермер производил, доказательств обратного администрация не предоставила. Рассмотрев все обстоятельства дела, суд отказал администрации в удовлетворении исковых требований по причине сроков давности, которые по закону истекли еще в 2000 г., спустя три года с момента подписания договора.
Администрация района обжаловала решение областного Арбитражного суда в Шестом арбитражном апелляционном суде г. Хабаровска. Суд, рассмотрев все материалы дела, решение суда первой инстанции оставил без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
— Суды мною были выиграны, договор был признан действительным, но земли мне так и не вернули, более того, с 2015 года на основании условных кадастровых документов участки были переданы другим предпринимателям, и даже часть земли, находящейся у меня в собственности, незаконно заняли, — недоумевает Николай Нестеров. – Уничтожен труд долгих лет – перепаханы посевы многолетних трав, которые шли на корма. Из-за этого я вынужден был значительно сократить поголовье.
Получается замкнутый круг: предмет спора – арендованные Нестеровым земельные участки – на момент заключения договора находились в районном фонде перераспределения земель, а с 2000 года перешли в разряд земель долевой собственности и муниципалитету уже не принадлежат. Однако сам договор, по которому фермер является арендатором земель с правом выкупа, недействительным тоже не признан.
И таких прецедентов в стране немало: по документам – одна информация, в реальности – иная. Но проблемы, это, увы, не решает: у фермера есть желание хозяйствовать на земле, развивать бизнес, но у него отбирают само орудие труда.
В мае этого года Николай Нестеров снова направил иски в суд: по земле, находящейся в собственности – в районный, по арендованной – в областной. Слушание обоих затянувшихся дел было назначено на ноябрь, но снова отложено. Видимо, и наступающий год у предпринимателя будет посвящен судебным тяжбам.
Ирина Попова
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №3-2017