ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Одно из важнейших условий развития агропромышленного комплекса – наличие стабильных рынков сбыта сельхозпродукции. И не секрет, что не всегда сельхозтоваропроизводитель может реализовать свою продукцию максимально выгодно. У нас в области ситуация по рынкам сбыта сельхозпродукции тоже не совсем однозначная: с соевыми рынками все благополучно, чего не скажешь о реализации зерна или овощной продукции.

Куда уходит соя

— По сое рынки сбыта хорошо организованы, сои даже не хватает, – говорит начальник управления продовольственных ресурсов минсельхоза Амурской области Наталья Тюшникова. — И поскольку для нашей сои нет барьера в КНР, ее большая часть экспортируется именно в Китай. Кроме того, амурская соя имеет высокое содержание белка и ценится как кормовой продукт. Поэтому нашу сою хорошо берет Алтайский край на корма для животных. По этой же причине покупает нашу сою и Краснодарский край, хотя сам является вторым регионом по производству этой культуры.

Конечно, учитывая транспортную логистику, меньше всего затрат ложится на продажу амурской сои в Китай.
Но объективно сегодня достаточно низкая пропускная способность через таможенные пункты пропуска и соответственно основная амурская культура вывозится на экспорт в гораздо меньшем объеме от возможного.
В этом плане минсельхоз области возлагает надежды на строительство моста между двумя государствами.

— Сейчас в Китай уходит 250 тысяч тонн зернобобовых, — констатирует Наталья Васильевна. – Если в 2018 году мост через Амур запустят, то при хорошем ценообразовании экспорт может увеличиться до 400 тонн.

Если говорить о рынках ДФО, то они в принципе насыщены соей: Еврейской автономии, Приморью, в меньшей степени Хабаровскому краю хватает своей.
Ближайший зарубежный сосед – Япония – к нашей сое относится очень осторожно. Да и амурские экспортеры не особенно рвутся на японские рынки. Во-первых, это дальше и сложнее по транспортировке. Во-вторых, требования японских переработчиков к сое неизмеримо выше.

— Мы на Японию, равно как и на Южную Корею и тот же Китай, традиционно выходим с такой соевой продукцией, как масло, — продолжает Наталья Васильевна. – Сейчас вот нашим маслом заинтересовался и Вьетнам: есть вероятность в скором времени получить еще один стабильный рынок сбыта соевого масла. И кто знает, возможно, в будущем их заинтересует и соя в качестве сырья.

Сейчас амурские аграрии производят в среднем немногим более миллиона тонн сои. Около ста тысяч тонн остается на семенной фонд. Порядка 300 тысяч тонн уходит на переработку в области. Ежегодно в пределах 200 тысяч тонн отправляется на переработку в Иркутский масложиркомбинат из нескольких хозяйств области по долгосрочным договорным обязательствам.

Экспорт в Китай

Конечно, напрямую в Китай свою продукцию имеет возможность поставлять не каждый сельхозтоваропроизводитель: для того, чтобы выйти на мировой рынок, нужно иметь штат специалистов, в том числе переводчиков, юристов, выезжать регулярно на форумы, выставки-ярмарки, встречаться с китайским бизнесом, иметь опыт проведения переговоров, нужно очень плотно работать с органами власти.
При этом продукция должна соответствовать мировым стандартам, что предполагает в обязательном порядке строительство современных зернохранилищ и организацию системы качественной очистки сои. Кроме того, договоры, которые заключаются, должны быть на сто процентов выполнимы. Если контракт сорвется, репутация поставщика будет безнадежно испорчена.
В конце концов, надо иметь большие объемы сельхозпроизводства: любой международный рынок их предусматривает. К сожалению, малому и среднему бизнесу все это априори не под силу.
А значит, вполне объяснимо, что работают на внешнем соевом рынке крупные предприятия. Так, самый крупный амурский экспортер сои в Китай – это ООО «Амурагрокомплекс».
ООО «Соя-АНК» является как производителем, так и переработчиком сои и само же отправляет свою продукцию – и товарную сою, и масло — в Китай. ООО «Красная Звезда» — еще один импортер сои в Китай. Пока предприятие занимается только соевым производством, в ближайшем будущем – развитие на его базе перерабатывающего производства.

— Для крестьянско-фермерских хозяйств выход один, — высказывает свое мнение Наталья Тюшникова. – Это кооперация. Если они произведут, образно говоря, не машину сои, а вагон, если смогут сообща выполнить все требования и правила международной торговли, тогда и ими заинтересуются китайские покупатели.

К вопросу о перекупщиках

А пока аграрии Приамурья предпочитают продать сою тем крупным предприятиям, которые самостоятельно вывозят сою в Китай.
Правда, сбыть сою в тот же «Амурагрокомплекс» — сложно.

— Это как раз предприятие, — комментирует Наталья Васильевна, — прилагающее огромные усилия, чтобы вырастить такой урожай, который можно сбыть через Амур за хорошие деньги. Они с весны готовят семена и землю, применяя передовое оборудование, в течение лета проводят обработки полей, и соя у них растет без болезней и сора. Ее без дополнительной очистки можно собирать и вывозить на экспорт. Поэтому это предприятие и у других сельхозтоваропроизводителей приобретает только сою высшего качества.

А вот в ООО «Амурагроцентр» требования по качеству сои не такие высокие: подрабатывает ее на собственных очистных, менее качественную пускает на корма, более качественную — на масло. В этом случае аграриям нужно быть готовым к тому, что и цена на их продукцию будет ниже.

Скупает сою у мелких КФХ и «Соя-АНК». Порой у них не хватает своей продукции для переработки масла. А договор с китайской стороной на поставки товарной сои заключен заранее, и договорные обязательства по объемам поставок нельзя не выполнить.

Естественно, в этом случае предприятие вынуждено, чтобы сформировать хорошую партию сои, скупать ее у мелких хозяйств, подрабатывать и отправлять на экспорт.

— Есть и такие компании, которые занимаются логистикой в чистом виде, — рассказывает Наталья Васильевна. – Иногда на рынке области работают китайские логистические компании.

Механизм их работы прост: сою скупают у фермеров, производя наличный расчет. Затем арендуют склады, а закупив нужный объем сои, везут в Китай. Работают у нас и фирмы с Алтая, которые здесь ничего не производят, а только осуществляют закупки. Например, ООО «Юг Сибири», которое у себя в регионе выращивает подсолнечник и пшеницу. Предприятие также является переработчиком, а чтобы сделать качественные корма, им нужна соя. Сейчас представительство компании арендует помещения бывшего спиртзавода, где есть очистные сооружения, а соответственно, возможность подработать сою и отгрузить на Алтай уже качественную продукцию.

Работает у нас и калининградская ГК «Содружество», основное производство которой базируется на бразильской сое. Но в ней имеется высокое содержание масла и низкое – белка, которым богата соя амурская и без которого не получится хороший кормовой шрот.

 

Об организации рынков сбыта

Что касается помощи сельхозтоваропроизводителям на уровне региона в организации рынков сбыта, то в региональном минсельхозе считают, что к этому вопросу нужно подходить дифференцировано.

— Помощь в организации рынков сбыта кукурузы, пшеницы, прочих зерновых, безусловно, нужна, — Наталья Васильевна достаточно категорична. — А сои – это только баловать фермера. Соя очень рентабельна, где вы еще видели рентабельность свыше 40 процентов? Вот я понимаю, где нужна помощь, так это на развитие животноводства.

Какой должна быть эта помощь? Во-первых, необходимы субсидии, во-вторых, должен быть разработан механизм, при котором фермеру государство гарантирует реализацию его продукции. В-третьих, очень сложная ситуация сложилась в области по экспорту зерновой группы в Китай: несколько лет наш регион отсутствовал в реестре экспортеров.

— Мало того, что нашим аграриям некуда реализовать зерно внутри области, поскольку животноводство недостаточно развито, еще и реальный рынок сбыта — спиртзавод, который мог перерабатывать ежегодно 50 тысяч тонн зерна, закрыт. И фермеры, понимая, что зерновые обязательны для севооборота, их не сеют. В этом случае экспорт в Китай – единственная возможность выгодно сбыть зерно. Сейчас ситуация благополучно разрешилась: на ежегодной встрече правительств Китая и России был подписан протокол, согласно которому Амурская область вошла в реестр экспортеров зерна. Остается надеяться, что в скором времени наши сельхозтоваропроизводители освоят этот канал сбыта.

Нуждаются в рынках сбыта и картофелеводы области. Но здесь проблема в переизбытке продукции: Амурская область производит 300 тонн картофеля при реальном потреблении в 100 тонн. Картофель выращивают и в Еврейской автономии, и в Приморье. Куда сбыть? Только в Якутию. Но там столько тоже не требуется.

— Поэтому нашим овощеводам нужно задуматься о переработке картофеля, например, на крахмал, — рассуждает Наталья Васильевна. – Или о строительстве овощехранилищ, чтобы реализовать продукцию в течение года. Разумеется, снова возникает вопрос о невозможности предпринять эти шаги отдельно взятыми хозяйствами, то есть все упирается в необходимость кооперации. Вот только наших фермеров убеждать в этом очень тяжело.

Впрочем, менять сознание – всегда долго и сложно. Остается надеяться, что это все-таки произойдет. И тогда сельхозтоваропроизводители Амурской области откроют для себя новые рынки сбыта.

Лариса Киреева

Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №3-2017