ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В этом, 2017 году, овощеводы Амурской области собрали на редкость хороший урожай моркови, свеклы и капусты. Но валовой объем картофеля остался практически на уровне 2016-го. При этом уборка овощей нынешним летом и осенью проходила в достаточно экстремальных условиях.

— Такой уборочной, как в этом году, я не припомню в своей практике, — говорит глава КФХ «Семена» из с. Гродеково Благовещенского района Владимир Шилов. – Лето выдалось очень дождливым, поэтому сроки уборки оказались сильно затянутыми. Практически погодные условия позволяли работать 2-3 дня в неделю. А я в этом году увеличил площади. Если раньше в целом было 150 гектаров, то в этом году было засажено овощами и картофелем 200. И в основном это именно картофель. С ним мы затянули до октября, убирали одновременно с морковью и капустой! Тем не менее, обошлось без потерь.

 

О ценах

Хороший урожай. Казалось бы, что еще нужно фермеру? Но сегодня создана ситуация, когда высокий урожай вовсе не означает дополнительную прибыль для овощеводческих предприятий. В действительности все происходит с точностью «до наоборот». При отсутствии условий для хранения овощной продукции, сельхозтоваропроизводители начали массово сбывать урожай как напрямую, так и через перекупщиков в торговые сети. Естественно, что последние, пользуясь безвыходным положением аграриев, установили минимальную закупочную цену.

— Высокий урожай капусты вызвал в буквальном смысле обвал цен на нее, — поясняет Владимир Михайлович. – Закупочные цены не просто ниже, чем в прошлом году — они упали до уровня 2010 года! При этом цены на ГСМ, технику, запасные части и электроэнергию по сравнению с тем же 2010 годом значительно повысились. В результате возросли затраты на единицу продукции. Можно сказать, что мы сработали ради работы. Но мы-то живем по законам экономики. И когда при высокой урожайности прибыль уменьшается, то расширение сельхозпроизводства и внедрение новых технологий, повышающих эффективность производства, просто теряют всякий смысл.

Что особенно возмущает сельхозтоваропроизводителей, так это розничные цены на их продукцию. Если одновременно со снижением закупочных цен происходит снижение цен в торговых сетях и в этой ситуации выигрывает рядовой потребитель, то растут продажи и это хоть как-то компенсирует падение цен. Но они — магазинные цены — как раз и остаются на уровне прошлого года. Следовательно, об увеличении объемов продаж не может быть и речи.

Кстати, несмотря на то, что урожай картофеля в этом году мало отличается от прошлогоднего, закупочные цены на него также автоматически снизились до 10 рублей за 1 килограмм против 15 рублей прошлогодних. В итоге из-за понижения закупочных цен на картофель, КФХ «Семена» недосчитались запланированных 7 миллионов рублей.

Возникает логичный вопрос: почему бы фермерам не отложить реализацию картофеля и овощей на более поздние сроки, когда уляжется ценовая лихорадка и сельхозпродукция станет наиболее востребованной?

О сохранении продукции

— Сегодня очень остро стоит вопрос нехватки овощехранилищ. В этом году в нашем хозяйстве по факту выращено около 2,7 тысяч тонн картофеля. В овощехранилищах хозяйства, построенных на имеющиеся у нас средства, мы можем складировать только 300-350 тонн, предназначенных на реализацию в качестве продовольственной продукции. Еще некоторый объем складских помещений отведен под семенной фонд. Любое предприятие заинтересовано в прибыли, поэтому логично было бы резервировать основную часть продукции на тот период, когда перекупщики перестают диктовать условия и устанавливаются адекватные цены.

Если в КФХ «Семена» удается определить на хранение хотя бы небольшие объемы овощной продукции, то у подавляющего большинства овощеводов и таких возможностей нет. Ну как здесь не вспомнить добрым словом советские времена, когда овощи централизованно поступали на хранение на плодоовощные базы.

— Конечно, плановая экономика советского периода отличается от сегодняшней рыночной экономики, — рассуждает Владимир Михайлович. – Но почему надо отказываться от положительного опыта, наработанного в советское время? Ведь отсутствие подобных баз хранения овощей для фермерских хозяйств –проблема не только Амурской области. Она актуальна для всей страны. Если взять конкретно Приамурье, то лишь единицы смогли построить даже малые по объему хранилища. Наше КФХ смогло, еще одно хозяйство могу назвать. Хорошо еще, если у кое-кого сохранилось старое совхозное имущество, а то и этого нет.

 

О продовольственной безопасности

Отсутствие соответствующих хранилищ создает парадоксальную ситуацию, когда сельскохозяйственный регион сам не может себя обеспечить круглогодично овощами, и вынужден закупать менее качественную продукцию в том же Китае.

— Все без исключения торговые сети заключают договоры на стабильные поставки. Я тоже заинтересован, чтобы в Благовещенске круглогодично продавалась наша продукция. Но мы можем обеспечить ее поставки только по март текущего года, — комментирует ситуацию Владимир Шилов. – Это не потому, что продукции недостаточно, просто нет условий для ее хранения. А Китай практически на границе с нами строит сейчас огромное количество хранилищ. Причем строит их с долевым участием государства. Вот и у нас государственная задача по обеспечению регионов продовольственной безопасностью должна решаться на государственном уровне

Действительно, было бы логичным, если бы господдержка овощеводам оказывалась по такому же принципу, как соеводам. В их случае софинансирование строительства тех же элеваторов происходит в соотношении: 20% — сами соеводы, 80 % — государство.

— Несколько лет назад, казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки: на областном уровне всерьез заговорили о возможности помощи сельхозтоваропроизводителям, занимающимся овощами и картофелем. Тогда как раз обсуждалась постройка хранилищ и приобретение фермерами новой техники. Но вопрос так и остался открытым.

Сейчас, когда региональное правительство возглавляет молодой и перспективный губернатор, неравнодушный к проблемам малого бизнеса и старающийся вникнуть во все нюансы любого вопроса, самое время перемен. И амурские фермеры на это рассчитывают. Если будет софинансирование строительств помещений, то необходимость поставок овощей из Китая сам собой отпадет, — твердо убежден Владимир Шилов. – Мы сами сможем снабжать торговые сети круглогодично, это и будет нашим вкладом в решение проблемы государственной продовольственной безопасности. И перестанут возить в Амурскую область картофель по 95 рублей из Египта.

О требованиях к поставщикам

Необходимо отметить еще одну немаловажную деталь работы сельхозтоваропроизводителей с торговыми сетями. Многие из них в последнее время ужесточили требования к принимаемой продукции. А если точнее, то не к самой продукции, а к ее внешнему виду и упаковке. Картофель должен быть вымытый и расфасованный в сетки.

— Наши объемы не позволяют заниматься мытьем продукции и ее фасовкой вручную. Я бы с удовольствием установил у себя подобное оборудование, но возникает замкнутый круг — для установки оборудования необходимо овощехранилище – для овощехранилища нужны деньги, а для зарабатывания денег требуется сдавать сетевикам мытую и расфасованную продукцию…

Поэтому сегодня мой же картофель, купленный у меня за 11, 7 рублей, но уже вымытый и расфасованный перекупщики сдают в торговлю по 18 рублей.

КФХ «Семена» давно уже не ограничиваются географией Амурской области. Владимир Шилов нарабатывает новых партнеров внутри региона и за его пределами. Отмечает, что это нелегко. Например, чтобы попасть в новую сеть «Самбери», нужно соблюсти максимум требований. Начиная с того, что каждый сотрудник КФХ «Семена», работающий на доставке овощей, должен иметь санкнижку, а машина каждый раз проходить санобработку, заканчивая тем, что в машине должны быть установлены спецподдоны для складирования сеток с овощами. Более того, проверяют даже показатели температуры внутри самих сеток!

— В первый раз, когда мы привезли в «Самбери» овощи, у нас их не приняли, — констатирует Владимир Михайлович. – Сейчас вот они сами на нас вышли, оставили заявку, будем пытаться наладить отношения.

В настоящий момент у КФХ «Семена» уже выстроена логистика с Хабаровском, заключен договор на поставки картофеля в Якутию, с магазинами благовещенской торговой сети «Продлайн». Поставки осуществляются партиями, согласно заявкам, поступающим на электронную почту. Партии – от 4 до 6 тонн 1-2 раза в неделю.

В тему

Наряду с вопросом господдержки по вопросу строительства овощехранилищ, глава КФХ «Семена» считает необходимым поднять на уровне областного правительства еще один вопрос о том, чтобы меры господдержки, которые полагаются овощеводам, были реально действующими.

— Например, мы уже забыли, когда пользовались возмещением части затрат на элитные семена, а субсидирование процентной ставки по кредитам производится с большим опозданием. В этом году уборка закончилась, когда выплатили. А фермеру когда деньги нужны? Правильно, весной, когда закладывается основа будущего урожая! Еще бы хорошо дотировать электроэнергию, расходы на которую тоже велики.

Знаю одно: сейчас просто необходимо, чтобы наш губернатор Александр Козлов взял под свой личный контроль вопрос о мерах господдержки, иначе дело не сдвинется с мертвой точки.

Лариса Киреева