Соя – действительно уникальный продукт. Во-первых, в ее составе — 40% полноценного белка, близкого к белку животного происхождения, с наилучшим сочетанием аминокислот, более 20% жира, а также фосфолипиды, органические кислоты, в частности липоевая, токоферолы, пектин, лецитин, холин, фитоэстрогены, декстрин, ферменты и другие полезные вещества. Во-вторых, если говорить о глубокой переработке сои, то по сути это безотходное производство.
О том, каковы направления переработки сои в Амурской области на сегодняшний день и какие перспективы ожидаются в будущем, рассказывает начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности минсельхоза Амурской области Елена Романова.
— Елена Анатольевна, во всем мире соя — продукт номер один. А для нашего региона какие направления соевой переработки являются основными?
— За последние 10 лет у нас в Амурской области мощности по переработке сои выросли в три раза. Сейчас мы оцениваем их потенциал порядка 600 тысяч тонн в год. Причем это с учетом новых мощностей ООО «МЭЗ «Амурский», которые в этом году ввелись в эксплуатацию в городе Белогорске. Заметим, что в эти потенциальные 600 тысяч входят не только проммощности крупных предприятий, но и малый бизнес, а также те мощности по переработке, которые имеются в рамках сельхозпредприятий.
Генеральное направление первичной переработки сои не только у нас, но и в целом по России и даже в мировой практике – это маслоэкстракционное производство, позволяющее максимально полно выделить масло из сои. На маслоэкстракцию в Амурской области приходится порядка 80 процентов от общих мощностей. Первым открыло маслоэкстракционное производство ООО «Амурагроцентр», следующим на рынке производителей появилось ООО «Соя-АНК» и третий завод – ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» запущен в этом году. Еще один завод строится в Ромненском районе на базе ООО «Красная звезда». Предполагается, что он войдет в эксплуатацию в 2018 году.
— Технология маслоэкстракции позволяет получать два основных продукта: соевое масло и соевый шрот. Расскажите о каналах сбыта этих продуктов.
— Отметим, что шрот может быть кормовым, а может быть пищевым — в зависимости от качества сырья, от степени его очистки и от температурных режимов на этапе экстракции. Наши переработчики имеют возможность получать как кормовой, так и пищевой шрот.
В прошлом году они произвели 25 тысяч тонн масла и 108 тысяч тонн шрота. А в этом, 2017 году, ввиду запуска новых мощностей, ожидается превышение на 70-80% относительно прошлогодних объемов.
И соевое масло, и соевый шрот практически на 90% реализуются за пределами Амурской области. Основное направление отгрузки шротов – Сибирь, Урал. География поставок масла — практически вся Россия, а в последнее время основным каналом сбыта стал Китай. Туда его уходит до трети. Для сравнения: в 2015 году в Китай отгрузили 9,5 тысяч тонн масла, а за семь месяцев текущего года — уже 10,5 тысяч тонн.
— А если подробнее о других направлениях первичной переработки сои…
— Чтобы понять, почему маслоэкстракционное производство в Амурской области представлено небольшим количеством относительно крупных объектов, необходимо сказать, что маслоэкстракция — технология непростая. Все объекты считаются пожаровзрывоопасными. К ним предъявляют жесткие требования Ростехнадзор, Росприроднадзор, и чтобы их все выполнить, нужны немалые вложения. По сути это очень дорогие производственные объекты, и в рамках малого бизнеса их реализовать практически невозможно.
Широкое распространение у нас в регионе получила экструзионная технология. Она проще, объем финансовых вложений намного меньше, и требования к самому производственному объекту не такие жесткие. Поэтому к данному направлению больше тяготеет именно малый бизнес.
Очень логично производство сои экструдированной вписывается в рамки тех компаний, которые занимаются отгрузками сои. На определенном этапе развития предприятия это становится дополнительным способом извлечения прибыли.
Хорошо развивается экструзионное направление и у 4сельхозтоваропроизводителей. Особенно, когда хозяйство в комплексе занимается и растениеводством, и животноводством. Переработка для аграриев — способ организации в пределах предприятия кормопроизводства, когда растениеводческая продукция (зерно и соя) превращается в корма для собственного поголовья животных.
Конечным продуктом при данной технологии является соя экструдированная полножирная, которая широко используется в кормлении птицы и животных. Очень жаль, но в этом сегменте в последнее время наблюдаем сужение рынка: когда цены на сою росли несколько лет подряд, соответственно, стали дороже и продукты ее переработки. И животноводы стали уходить от соевых продуктов, делать выбор в пользу других, менее дорогих ингредиентов.
Кроме того, на территории области осуществляется производство муки соевой обезжиренной (ООО «Амурагроцентр»), а также в незначительных объемах выпускаются традиционные соевые продукты азиатских технологий (соевый сыр тофу, соевое мясо), которыми занимаются единичные микропредприятия.
— Так выглядит переработка сои на территории Приамурья в настоящий момент. А что можно сказать о ее перспективах?
— Перспективы – это как раз глубокая переработка. Сейчас это направление только формируется на территории области, но в будущем, есть уверенность, что оно станет главным. Занимается им ООО «Маслоэкстракционный завод «Амурский» (г. Белогорск), которое является инициатором очень крупного инвестиционного проекта стоимостью порядка 6 миллиардов рублей. Естественно, сразу такие финансы найти сложно. Поэтому инвестор разбил строительство на очереди. Первая очередь (базовая) – маслоэкстракционное производство, уже запущена. Сейчас идет реализация второй очереди проекта, сдача которой намечена на 2019 год. Именно вторая очередь подразумевает глубокую переработку сои. И именно она даст возможность получать из шрота пищевого, который в международной классификации называется «белый лепесток», соевый белковый изолят. Для этого из «белого лепестка» нужно будет убрать все, что осталось после экстракции масла — клетчатку, олигосахара, остатки жира – и оставить практически чистый соевый белок, или соевый изолят. В соевом изоляте самая высокая среди соевых белковых продуктов концентрация белка — не менее 90%.
При этом глубокая переработка предусматривает, что побочные компоненты, которые будут выделены из белого лепестка, тоже не уйдут в отходы, а станут самостоятельными продуктами и в конечном итоге найдут своего потребителя. Уже сейчас инвестор ищет для них рынки сбыта…
— Это то, что касается переработки сои с точки зрения технологий, а если классифицировать ее с точки зрения целевого назначения?
— Это совсем другая классификация: соя как кормовой продукт и как пищевой. Еще соя может быть использована как сырье для биотоплива. Правда, в настоящий момент эта тема несколько отошла на второй план: нефть подешевела, и делать альтернативное топливо из сои или кукурузы при дешевой нефти нет смысла.
Порядка 80- 90% сои используется на кормовые цели. Это ее основное направление.
У нас в области выпускаются следующие соевые продукты кормового назначения — шрот, жмых, соя экструдированная полножирная. Кроме того, соевая мука, которая, по сути, является пищевой, может использоваться для производства ЗЦМ – заменителя цельного молока – для выпойки телят, то есть тоже на кормовые цели. Да и масло соевое может быть использовано в кормопроизводстве.
В части использования сои на пищевые цели все неоднозначно. Во-первых, в Россию исторически соя пришла как заменитель чего-то недостающего на рынке. И до сих пор соевые продукты воспринимаются некоторыми потребителями именно в таком контексте, как нечто второсортное.
Во-вторых, значительно подпортила репутацию сое ее ассоциация с ГМО.
В-третьих, у каждого народа свои традиции в питании. Во всем мире соевое масло – это растительное масло номер один, чего нельзя сказать о России.
Порядка 90% соевых продуктов пищевого назначения поступает в индустриальный сегмент и используется в качестве ингредиентов в других отраслях пищевой промышленности. Фактически продукты переработки сои присутствует во многих пищевых продуктах: соевое масло – в маргаринах, майонезах, чипсах, овощных и рыбных консервах; соевый лецитин как хороший эмульгатор – в шоколаде и других кондитерских изделиях; соевая мука используется в хлебопекарном производстве; соевый белок – в мясной и молочной промышленности, при производстве детского, спортивного питания.
И только около 10% соевых продуктов пищевого назначения приходит непосредственно в потребительский сегмент. Это масло соевое рафинированное дезодорированное, соевый сыр тофу, соя жареная, соевое мясо.
Так, ООО «Амур-Хэ» производит под торговой маркой «Соям» соевое мясо, продукт соевый «Тофу». Продукция предприятия была представлена в этом году на международной выставке «АмурЭкспоФорум».
— Какие меры господдержки предусмотрены для переработчиков?
— До 2017 года — возмещение процентной ставки по кредитам: как по краткосрочным кредитам на закупку сырья, так и по инвестиционным. При этом по коротким кредитам возмещались только кредиты на закупку сырья для масложировой промышленности. То есть претендовать на эту меру господдержки априори могли только предприятия, которые относились к масложировой промышленности (ООО «Амурагроцентр», ООО «Соя-АНК»). Что касается субсидирования инвестиционных кредитов, то конкурсный отбор в Минсельхозе России прошел и принят к субсидированию проект I очереди завода по глубокой переработке сои (ООО «МЭЗ «Амурский»).
С 2017 года условия получения господдержки изменились: был введен механизм льготного кредитования, когда заемщики обращаются напрямую в банк, банк после согласования заявки с Минсельхозом России выдает кредит по низкой процентной ставке (до 5 %), а государство возмещает разницу банку.
— А как быть мелким производителям?
— Они получают государственную поддержку на общих основаниях, никакой дискриминации по размеру предприятия не существует. В рамках льготного кредитования даже предусмотрена квота для малого бизнеса. Определяющим является направление деятельности предприятия, попадает это направление под субсидирование или нет.
Кроме того, они могут получать господдержку по линии министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства как хозяйствующие субъекты, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса.
Кроме того, Минпромторг России в 2017 году разработал программу поддержки предприятий пищевого машиностроения, согласно которой условием получения субсидии для машиностроителей является реализация оборудования с 15% скидкой.
И тема эта может быть интересна не только переработчикам, но и сельхозтоваропроизводителям, потому что оборудование, выпускаемое получателями субсидий, может быть востребовано в рамках сельхозпредприятия. Например, то, которое необходимо для послеуборочной подработки зерна и сои или для совершенствования системы хранения. Ведь для аграриев это залог повышения доходности предприятия, возможность реализовать урожай по более выгодной цене и не только на внутрирегиональном и внутрироссийском рынках, но и на экспорт.
Лариса Киреева
Опубликовано в журнале «АПК Амурской области» №2-2017