ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Для журнала «АПК Амурской области» стало ежегодной традицией приходить накануне выпуска очередных молодых специалистов в ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж», чтобы встретиться с выпускниками…
В колледже в самом разгаре государственная итоговая аттестация. Завершив последние квалификационные испытания, дипломированные специалисты будут искать свое место в жизни. Впрочем, многие ребята активно начали работать по специальности еще в процессе учебы.
И это стало возможным во многом благодаря федеральному образовательному проекту «Профессионалитет», который выступил локомотивом комплексной перезагрузки системы среднего профобразования. Основной смысл проекта – сращивание теории и производственной практики, под которое изменяются учебные планы.
Аграрный колледж стал частью большой семьи «Профессионалитета» и теперь в подготовке специалистов ориентируется на запросы сельхозтоваропроизводителей о конкретных специалистах с определенными навыками.
Некоторые студенты-аграрии уже настолько плотно заняты в работе непосредственно в хозяйствах, что занимаются по индивидуальным учебным планам под постоянным контролем преподавателей. Работа работой, но нужно постоянно получать новые задания и выполнять все, что установлено учебным планом.
Естественно, чем больше внимания уделяется практике, тем серьезнее должно быть оснащение учебных лабораторий и мастерских. На одних обучающих видео в интернете далеко не уедешь. «Профессионалитет» помог и с приобретением необходимого для практических занятий оборудования.

Операционная для животных

Убедиться в этом нам предстоит в полностью оснащенной операционной для демонстрационных операций на животных. Будущему ветеринару Алисе Костроминой, о которой мы уже писали в 2023 году, есть, с чем сравнивать. В этом помещении когда-то было хранилище старых книг. А оперировали совсем в другом кабинете: студенты сами себе делали операционный столик, дезинфицировали его, сами укладывали животное, сами вводили наркоз. Свет там был плохим: не было специального, именно направленного освещения. Также неудобство заключалось в том, что студентам приходилось буквально толпиться у стола. Оборудование по лечебной медицине было очень старым. А на 1-2 курсе весь материал вообще был чисто теоретическим – вся наглядность ограничивалась картинками в интернете.
– Теперь стало намного удобнее – оборудован полноценный ветеринарный кабинет, – Алиса обводит рукой вокруг. – Появились новые бактерицидные камеры или сухожары, по-другому: поместил туда медицинские инструменты, и они сами там продезинфицировались. Появился гастроскоп, которого я даже в клиниках не встречала, как ни искала. Имеется современный рентгеновский аппарат. Кардиостимулятор – пожалуйста. Кардиологические датчики, которые цепляются на животных, чтобы во время операции отслеживать основные жизненные показатели животного: пульс, дыхание, температуру – и понимать, нужна ли скорая ветеринарная помощь или нет. Сам операционный стол – тоже из новой коллекции оборудования. Есть маленький, так сказать, инкубатор для новорожденных котят и щенков, который используют для обсушки новорожденных после кесарева сечения. Что еще? Кровоотсос, коагулятор, специальное устройство для эндоскопа с захватывающим механизмом из ротовой полости инородных предметов. Ну а если без разрезов не обойтись, – особое лезвие, менее травматичное, чем применялось раньше.
И толкаться теперь у стола с пациентом не нужно. В новой операционной установлены камеры, поэтому для процесса достаточно двух-трех человек вместе с преподавателем, а остальная группа следит за происходящим на большом экране в соседней аудитории.
Одним словом, признается Алиса, в этой операционной постоянно чему-то новому учишься, что в дальнейшей практике пригодится.
Вот ей и пригодилось – для своего будущего рабочего места в одной из ветеринарных клиник Благовещенска, где Алиса давно уже работает в должности ветеринарного фельдшера, в качестве ассистента помогает при различных операциях. Профиль Алисы – травматология. И свое будущее она видит в травматологии и неврологии – преимущественно по экзотическим животным.
– У меня уже есть немалый опыт именно с такими пациентами. Грубо говоря, все, что не кошка и собака – это ко мне, – поясняет Алиса. –Например, поступал к нам маленький волнистый попугайчик с открытым переломом бедренной кости, которому я устанавливала спицу. А также домашняя крыса в возрасте 1,5 лет, у которой был абсцесс легкого, и было принято решение его удалить. В настоящий момент оба животных чувствуют себя прекрасно!

Зернышко – под микроскоп

Серьезные перемены коснулись растениеводов – для них в аграрном колледже появилась лаборатория агрохимии. Экскурсию по ней для нас провел будущий агроном Захар Метелицкий.
Большая часть приборов здесь передовые. Например, спектрофотометры предназначены для экспресс-тестов зерновых культур – сои, пшеницы – на содержание протеина. Такая проверка очень важна для контроля качества и питательной ценности продукции. Также установлен специальный шкаф для проращивания семян при оптимальном температурном режиме, с подходящей питательной средой. Такой шкаф используется для испытаний всхожести семян в соответствии с правилами, чтобы получить самый лучший материал. Шкаф пока ждет своего ввода в эксплуатацию. Так же, как и полевая мобильная лаборатория – не успели еще проверить из-за неподходящих погодных условий. А вообще, лаборатория применяется для оценки основных химических, морфологических и физических показателей состояния почв и почвогрунтов непосредственно в полевых условиях.
– Имеется еще вот такой учебный модуль, на котором, в частности, ребята-третьекурсники сейчас готовятся к демонстрационному экзамену, – продолжает Захар. – Часть модуля – новейшие микроскопы, в которых уже не надо мучиться – рассматривать материал в окуляры. Все необходимые данные выводятся на маленький монитор на самом приборе. Включил – и сразу получил всю информацию по микробиологии зерновых, то есть по микроорганизмам, которые присутствуют в зерновых массах и влияют на качество зерна и продуктов его переработки.
Захар вспоминает, что когда он только поступал в колледж, все нынешние технические лабораторные премудрости еще вводились в эксплуатацию. Поэтому преподавался больше теоретический материал, а проверить его можно было либо на учебной практике, либо на производственной – или в хозяйстве, или на тепличном комбинате – тут уж как попадешь.
Сейчас многое из практики осваиваешь прямо здесь, в колледже. Теперь и поступать намного интереснее: тебя сразу учат взаимодействовать с приборами. Да и в принципе, всегда приятнее какие-то знания на практике осваивать.
Захар уже давно и основательно работает в одном из хозяйств Тамбовского округа, одновременно обучаясь по целевому договору. В этом году диплом получит, и уже с полным правом будет трудиться по специальности.
– В этом тамбовском хозяйстве у меня должность агронома бригады. То есть в поле нахожусь постоянно, – поясняет выпускник. – Среди моих обязанностей – подготовка рабочих планов-графиков выполнения полевых работ, разработка заданий для бригад, оперативный контроль качества выполнения технологических операций, ведение отчетности и прочее. Также нас в колледже учили работать со специальным образовательным модулем «Цифровое земледелие». То есть каждый год создаются планы по посеву, по обработке, и если раньше все это было на бумаге, все громоздко, то теперь у тебя под рукой электронный архив всех нужных данных. Программа помогает, например, агроному видеть, что было уже ранее сделано, и внести план уже на следующий год. Очень удобно анализировать большие объемы статистики, не выискивая цифры среди массы бумажных журналов учета. Ну и всегда с помощью программы можно отслеживать, что на полях в данный момент происходит – съемка же ведется постоянно.
А дальше, наверняка, будет еще интереснее, по мере того как в сельском хозяйстве все больше будут использовать беспилотники. Амурский аграрный колледж некоторым количеством аппаратов уже обзавелся. По словам Захара, сейчас пройдут некоторые организационные процессы, и уже будущие студенты начнут этим заниматься. Учеба будет еще интереснее и, так сказать, практичнее. Беспилотники в сельском хозяйстве – вещь довольно полезная: и рабочие процессы ускоряют, и контроль за ними совершенствуют. Дипломированному агроному бригады такая технология очень даже пригодится!

Трактор в разрезе

В боксе у механизаторов даже у непосвященного душа радуется от обилия оборудования и сельхозтехники. Не говоря уже о специалистах – у них просто глаза горят.
– За последние год-полтора появился новый «Кировец», трактор МТЗ-1221, поливальная установка-опрыскиватель в рабочем состоянии, тренажер-симулятор зерноуборочного комбайна – все, как в настоящем, только полевой пыли не хватает. Вообще, в принципе много тренажеров появилось. Электрический макет трактора «Беларус» в разрезе: моторчики стоят, электропривод крутится – наглядно показывается, как машина работает. То есть демонстрационный стенд, – перечисляет будущий механизатор Никита Черников.
Ну а раньше в качестве наглядного пособия для ремонтников не было ровным счетом ничего. Нынешние выпускники на своем 1 курсе все в тетради записывали да видеоуроки смотрели. На 2 курсе начали на права сдавать на управление трактором, за рычаги садиться – какая-никакая практика началась.
– И то для этого надо было ехать в село Волково – там учебный корпус колледжа. Раз в неделю по 5 человек выезжали, чтобы по очереди сдавать вождение. Там 2 больших трактора были: Т-150 и МТЗ-80. Ну а на маленьком «Беларусе», МТЗ-311, здесь по внутренней территории колледжа катались. Там же в Волково некоторые практику проходили – там свои поля есть, – рассказывает выпускник-механизатор Дмитрий Погребной.
Очень хорошая практика для ребят была в одном из хозяйств Константиновского района по распределению от колледжа: 8 месяцев, полностью полевой сезон от посевной до уборочной. Вот там, отмечают выпускники, хорошая практика была, когда, например, прямо в поле ломается трактор – бери и ремонтируй – никто тебе не подскажет. Такое, конечно, в разы интереснее и полезнее.
– Три человека из нашего потока даже в Приморье на практику ездили. Ну а основная масса – по разным предприятиям именно Амурской области, по 2-3 человека. Кто-то в дальнейшем обязательно будет высшее образование получать – уже в Дальневосточном ГАУ – учиться и работать, – говорит выпускник-механизатор Данила Кашкин. – На «вышке» можно, например, инженерную специальность осваивать. Инженер – уже не тракторист, а что-то вроде руководителя-консультанта. Где надо, наладчиком будет, какие-то советы по ремонту даст, поможет с необходимыми запчастями.
Вот, например, будущий сельхозремонтник Ксения Гаврик инженерный опыт работы уже имеет – в благовещенском дилерском центре сельхозтехники и оборудования.
– В частности, ездила к своим же одногруппникам на поля проводить на их тракторах техосмотр и обслуживание, ну и ремонт соответственно, – говорит девушка. – Мне техника всегда была интересна. Изначально я хотела в автомеханики пойти, ради этого из Тынды в Благовещенск приехала. Но транспортно-дорожное училище меня не впечатлило, поэтому выбрала АмАК. Сейчас вот его заканчиваю и буду высшее образование получать.
Немаловажно, что у многих будущих механизаторов в роду сельхозремонтники есть – вот вам и преемственность поколений. С малолетства со взрослыми по полям, в кабине трактора – так и закладывается на подкорке интерес к агротехнике и желание ею заниматься.


От редакции:
Журнал «АПК Амурской области» продолжит и в будущем рассказывать о выпускниках аграрных учебных заведений региона. Особенно интересно с точки зрения нашего долгосрочного проекта снова встретиться спустя 3-4 года с теми ребятами, кто уже освоился в профессии и приобрел практический опыт.