«Наша миссия – помогать сельскому хозяйству» — Я.В. Любченкова, руководитель территориального управления Россельхознадзора
Россельхознадзор – служба для российского АПК молодая. Ровно 20 лет назад она была создана на базе государственных учреждений, которые выполняли контролирующие функции в сфере сельского хозяйства.
– Эти учреждения: «Государственная ветеринарная служба России», «Государственная служба по карантину растений» – являлись узконаправленными организациями, – рассказывает руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области и Республике Саха (Якутия) Яна Любченкова. – Поэтому 30 июня 2004 года было принято решение, что в состав Министерства сельского хозяйства РФ должна войти служба, которая будет охватывать сразу много направлений, связанных с развитием агропромышленного комплекса.
За 20 лет многое было сделано. Сегодня служба крепко стоит на ногах и продолжает развиваться: президентом России Владимиром Путиным поставлена задача всеми силами не только способствовать самообеспеченности российских регионов продовольственными товарами, но и дать возможность нашим сельхозтоваропроизводителям выйти на международные рынки.
С нуля до интересного опыта
Создание службы на уровне российских федеральных структур продолжалось в течение всего 2004 года. А в 2005-м приступили к формированию территориальных управлений во всех регионах страны.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области было создано 4 апреля 2005 года и уже с 15 апреля его руководство начало прием сотрудников.
– Было непросто сформировать новый коллектив профильных специалистов, – вспоминает Яна Владимировна. – Люди приходили к нам устраиваться с разным образованием: агрономическим, биологическим, ветеринарным, юридическим. Иногда приходилось миксовать уже скомплектованные отделы. Штатное расписание менялось, и сотрудники все осваивали в процессе работы. Иногда человек приходил в один отдел, а потом выяснялось, что его знания больше подходят для другого. И это было абсолютно нормально в период становления службы.
Сначала в состав Россельхознадзора входили служащие рыбнадзора, лесного хозяйства, земельного. Потом штатное расписание расширили, в нем появились сотрудники охотнадзора, ветеринарные специалисты, сотрудники карантина растений, защиты сельскохозяйственных растений.
– Динамика работы сочеталась с постоянным обновлением функционала: амурское управление трижды было подвергнуто реорганизации, – отмечает руководитель управления. – Сначала нас присоединили к Забайкалью. Через несколько лет снова выделили в отдельное территориальное управление. А наиболее яркое для нас событие произошло, когда в 2022 году федеральное руководство приняло решение, что наши полномочия будут распространяться на территории Амурской области и Республики Саха (Якутия).
Уникальность и специфика
Безусловно, вести надзорную деятельность сразу в двух субъектах Федерации – дело не самое простое. Тем более если это такие уникально огромные территории.
– Мы в этом отношении – единственные в России, – подчеркивает Яна Владимировна. – Республика Саха (Якутия) – самый большой субъект в РФ. Плюс Амурская область – также важный стратегический регион. Ни одно управление Россельхознадзора, кроме нас, такие площади не контролирует.
Только земель сельхозназначения в Якутии – 12 млн 878 тыс. гектаров. В основном это пастбища, отведенные под традиционную отрасль российского севера, – оленеводство. А в Амурской области – 3 млн 500 тыс. гектаров.
Поэтому управлению при осуществлении деятельности необходимо учитывать региональную специфику АПК, выстраивая сложные логистические маршруты.
– Пастбищное содержание животных и кочевья на большие расстояния обуславливают как риски возникновения заболеваний, так и риски, связанные с деградацией земель в Республике Саха (Якутия). Оленеводы ежегодно меняют места пастбищ и возвращаются на старое место только через несколько лет. Это зачастую приводит к зарастанию участков, их неиспользованию по назначению, – комментирует Яна Владимировна. – До некоторых отдаленных территорий непросто добираться. Соответственно, нашим специалистам нужно предусматривать сезонность перемещения, при том что без контроля оленеводческие хозяйства мы оставить не можем.
Россельхознадзор в цифре
Для того чтобы в полной мере осуществлять контроль при таком масштабе территорий, сегодня в арсенале Россельхознадзора имеются цифровые инструменты, помогающие в дистанционном формате их отслеживать. Речь идет о режиме космонаблюдения и об использовании дронов.
– Одним из технических инструментов в работе управления является БПЛА. Использование квадрокоптера очень эффективно для определения наличия свалок, зарастаний, захламлений и несанкционированных карьеров на землях сельскохозяйственного назначения, для установления с воздуха повреждений земельного покрова, связанных с нарушением плодородного слоя почвы.
Но если говорить о каких-то спецтехнических средствах перемещения наших специалистов, например, в зимний период, – снегоходах и прочей технике, то мы взаимодействуем с главами муниципальных образований. Они понимают, что за ситуацию, подконтрольную Россельхознадзору, они ответственны на месте. Благодаря полному контакту с главами регионов и органами местного самоуправления, у нас получается очень большой охват территории.
По словам руководителя межрегионального управления Россельхознадзора, сегодня служба буквально живет цифровыми технологиями. В наше время специалисту необходимо обладать еще и техническими знаниями, а также иметь аналитический склад ума.
– Конечно, легче и быстрее овладевает инновациями молодежь. Молодым специалистам интересно совершенствоваться. И если сегодня говорить об основном составе службы Россельхознадзора, то это молодые люди. Но разумеется, у нас есть сотрудники, которые все 20 лет отдали своей работе. Я и сама здесь – с основания амурского управления, – улыбается Яна Владимировна.
Цифровизация: прослеживаемость и искусственный интеллект
В цифровом направлении Россельхознадзор является одним из первых в масштабах страны: всего спустя два года с момента образования, служба вышла на создание информационных систем. В 2006 году федеральное руководство, учитывая, насколько большой пул информации пропускает через себя ведомство, приняло решение об их создании.
Сегодня информационных систем десять. Каждая отвечает за определенное направление деятельности. Наиболее известная – ФГИС «ВетИС», которая функционирует под девизом: от поля до прилавка.
«ВетИС» включает в себя 18 компонентов (подсистем), которые отвечают за различные направления. Например, компонент «Меркурий» обеспечивает прослеживаемость продукции животноводства от момента производства до реализации. Также в него внедрены модули искусственного интеллекта, которые регулярно совершенствуются и помогают предотвращать тысячи и сотни тысяч нарушений. Например, в 2024 году с помощью искусственного интеллекта «Меркурия» в Якутии и Амурской области выявлено около 3 миллионов потенциальных нарушений.
Исходя из данных системы видно, от какого животного получено сырье, в каком объеме, сколько заведено в производство, какой продукт получен на выходе и сколько потрачено всего сырьевого состава.
Далее учитывается баланс состава продукта с учетом количества мясного или молочного сырья. Если в составе – дисбаланс, то начинается проверка. Отбираются образцы и изучаются в подведомственной лаборатории (они созданы на базе каждого регионального управления). Бывает, лаборатория подтверждает наличие фальсификата: подмену животного жира на растительный. Тогда к ситуации подключаются руководство региона, министерство экономики, комиссия по незаконному обороту промышленных товаров, прокуратура и прочие структуры.
– Конечно, в такие обстоятельства местные производители бывают вовлечены крайне редко. Все крупные переработчики дорожат своей репутацией, – разъясняет Яна Любченкова. – Плюс мы их знаем настолько, что они у нас как на ладони. Так что в основном попадаются фантомные площадки.
Кстати, если взять молокоперерабатывающие предприятия, они находятся на постоянном контроле качества и безопасности продукции. Два предприятия по итогам многолетнего наблюдения со стороны управления претендуют на статусы экспортеров.
ФГИС «Сатурн» предназначена для прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов на территории России. Она обеспечивает полный контроль над оборотом этих веществ, включая производство, импорт, хранение, транспортировку, применение и утилизацию.
ФГИС «Аргус-Фито» – это система, которая помогает Россельхознадзору автоматизировать работу с документами, связанными с фитосанитарным надзором. Она используется для выдачи и учета специальных сертификатов, которые подтверждают безопасность растений и продуктов при их импорте или экспорте. Это помогает предотвратить распространение вредных насекомых и болезней растений.
Единая служба двух регионов
В структуру управления входят отделы государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации и транспорте, государственного ветеринарного контроля и надзора, надзора в области карантина растений на государственной границе Российской Федерации и транспорте, надзора в области карантина растений и качества зерна, земельного надзора и контроля за обращением с пестицидами.
Кроме отделов управления, которые непосредственно занимаются надзором в сфере сельского хозяйства, не менее важная роль в его работе отводится и отделам финансового и организационного обеспечения, государственной службы, кадров, правового обеспечения и спецработы, обеспечения закупочной и хозяйственной деятельности и пресс-службе.
Единая база сельхозживотных
Еще одно важное направление работы службы – учет сельскохозяйственных животных, без которого сегодня невозможна система прослеживаемости и изготовления продукции. С 1 сентября 2024 года каждое сельхозживотное должно стоять на учете в компоненте «Хорриот», что позволяет отслеживать перемещение животных и предотвращать распространение заболеваний среди них.
В 2024 году в «Хорриоте» зарегистрировано более 100 тысяч сельхозживотных Приамурья и 9 миллионов сельхозптиц, в Якутии – 200 тысяч голов, 1,2 миллиона птиц.
– Также мы теперь понимаем объемы производства молока и мяса в том или ином хозяйстве в зависимости от того, сколько учтено сельхозживотных. И это правильно: на каждый литр молока выдается господдержка. И информационная система позволяет субсидию получать по-честному. Мы живем в такое время, что необходимо обелить рынок, чтобы кормить потребителя качественными продуктами, – считает Яна Любченкова.
Стоит отметить, что помимо сельхозживотных в системе регистрируют и домашних питомцев: кошек, собак и даже попугаев. Такая практика проходит в ряде регионов страны, сейчас идет подготовка к контролю за этим процессом в Приамурье и Якутии.
– Учет регистрации домашних животных играет важную роль в повышении ответственности владельцев за своих питомцев. Одним из ключевых преимуществ регистрации является возможность оперативно связаться с хозяевами в случае, если животное потеряется. Это особенно актуально, когда животное чипировано: микрочип содержит информацию о владельце, что позволяет быстро восстановить связь между потерянным питомцем и его хозяевами, – отмечает Яна Любченкова.
Регионализация – заслон от заболеваний
Сегодня границы регионов Российской Федерации надежно защищены с помощью регионализации – определения статуса по заразной болезни животных территории Российской Федерации или ее части (например, муниципального образования).
Этот статус отражается во ФГИС «ВетИС» (заносится ветеринарной службой субъекта) и когда оформляются документы на ввоз животных, сразу понятно, можно ли тот или иной их вид ввозить с данной территории.
– Каждая вспышка заболеваний прослеживается в системе, и мы видим, что перевозки недопустимы, – поясняет Яна Владимировна. – Иногда везут незаконно, без документов. Чаще всего это крупный рогатый и мелкий рогатый скот из соседних регионов. Мы на посту ДПС в Бурейском МО вместе с сотрудниками УМВД досматриваем транспортные средства, перевозящие животных. Только за прошлый год на постах пресечен ввоз 4,5 тысячи голов скота.
Открывая рынки
Основные стратегические задачи службы направлены на открытие новых рынков для региональной продукции, что важно в рамках взаимодействия на территории Таможенного союза.
– Нашу продукцию там любят и ценят, – с гордостью говорит руководитель управления. – Также открываем рынки в страны Азии.
Большим завоеванием в сфере международной деятельности службы стало открытие рынка Китая для российских свиноводов. Более 7 лет Россельхознадзор прорабатывал с китайской стороной возможность поставок российской свинины на рынок этой страны. На сегодняшний день в Приамурье есть предприятия, которым присвоены уровни компартмента, что позволяет им претендовать на экспорт. Также на зарубежных рынках пользуется спросом молочная, рыбная продукция российского производства.
Управление активно помогает сельскохозяйственным товаропроизводителям выходить как на внутренний, так и на экспортные рынки. Например, в 2024 году под контролем Россельхознадзора из Амурской области было отгружено в такие страны, как Китай, КНДР, Корея, Монголия, Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таиланд и Вьетнам более 600 тысяч тонн зерновой продукции, а также пиломатериалы, мед, лекарственные растения и палеонтологические материалы.
Стимулы и традиции
Всего на территории двух регионов ведут деятельность 168 сотрудников Россельхознадзора.
Руководящий состав – это руководитель службы и два его заместителя. В каждом субъекте РФ в Россельхознадзоре трудятся также два помощника руководителя, начальники отделов и их заместители.
– У нас случайных людей не бывает, – говорит о своем коллективе Яна Любченкова. – Руководитель нашей федеральной службы Сергей Алексеевич Данкверт все 20 лет бессменно находится на своем месте. И это самая серьезная мотивация для наших специалистов.
Для коллектива существуют и разные виды государственной поддержки. Так, семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, к примеру, многодетным, предусмотрены субсидии в виде получения сертификатов на приобретение жилья. В 2023 году две многодетные семьи сотрудников управления приобрели квартиры.
– Что еще стимулирует? Внутреннее призвание. Наши люди понимают, что делают будущее этой страны. Когда только устраиваются, иногда сомневаются: а надо ли? А потом уже не могут без нашей работы. У нас даже почти традиция образовалась, – улыбается Яна Владимировна. – Те, кто уходят, через какое-то время возвращаются.
Именно мобильный и профессиональный, полностью сформированный и зрелый коллектив руководитель службы считает ее основным достижением.
– Мы гордимся, что в стенах нашего управления специалисты становятся настоящими профессионалами своего дела. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сельского хозяйства и обеспечивает благополучие сельхозпродукции, здоровья животных и людей, – резюмирует Яна Любченкова.
У Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области и Республике Саха (Якутия) 50 000 поднадзорных объектов, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, животноводческие комплексы, склады хранения сельхозпродукции и земельные объекты, где произрастают сельхозкультуры.