ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Целевое обучение в профессиональных образовательных учреждениях широко используется в различных отраслях экономики, в том числе и сельском хозяйстве для решения кадрового вопроса. Собственно, оно является подушкой безопасности как для самих обучающихся, так и для работодателей.

– Прежде всего, целевые договоры гарантируют, что на предприятия АПК Амурской области придут профессионально ориентированные молодые специалисты с определенным багажом знаний, навыков и новых идей, – говорит директор ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж» Татьяна Романцова. – Кроме того, заключение с сельхозпредприятиями договоров на обучение помогает молодежи после получения образования работать по специальности.

На любом этапе

Целевое обучение подразумевает выполнение студентами и работодателями определенных условий, прописанных в договоре и закрепляющих молодого специалиста за конкретным предприятием. Другими словами, работодатель обеспечивает обучение специалиста с учетом собственных потребностей.
Целевой договор между АмАК и заказчиком – руководителем аграрного предприятия – может быть заключен на любом этапе обучения.
– Бывает, что предприятие направляет на обучение абитуриента, – поясняет Татьяна Александровна. – И хочет полностью сопровождать образовательный процесс этого студента, чтобы буквально вырастить для себя специалиста. Но это не обязательно. Студент может заинтересоваться хозяйством даже во время учебной экскурсии, обратить внимание на технику, материальную базу, зарплату, условия, которые предоставляет предприятие. И в результате – подписать целевой договор.
Можно заключить договор и во время производственной практики. Или когда студент хочет получать опыт только в заранее выбранном хозяйстве, – сразу перед практикой.
– Безусловно, к целевому обучению и заключению договора работодатель подходит индивидуально. Условия также прописываются с учетом особенностей того или иного предприятия, – продолжает Татьяна Александровна.

Плюсы для студента

Каковы преимущества целевого обучения?
В первую очередь, это приоритетное зачисление абитуриентов, на обучение которых заключен договор перед поступлением в образовательное учреждение.
– Так, на тех специальностях, где нет вступительных экзаменов, а конкурс аттестатов, при одинаковом среднем балле приоритетное зачисление будет за студентом, который поступает по целевому договору, – поясняет директор АмАК.
Еще один плюс – работодатель может оплачивать обучение студента, если он поступает на коммерческое направление.
Целевой договор – это гарантия места для прохождения практики на выбранном предприятии, а также трудоустройства выпускников.
– Студентов-целевиков мы направляем на производственную практику именно на предприятия, с которыми заключены договоры, – подчеркивает Татьяна Романцова. – А по окончании колледжа они возвращаются туда работать.
Вне зависимости, есть в данный период времени у него вакансии или нет, заказчик обязан обеспечить студента местом практики, равно как и в дальнейшем трудоустроить.
– Во время практики заключаются договоры гражданско-правового характера, — объясняет детали Татьяна Александровна, – в которых четко указан период ее прохождения. На основании их работодатель выплачивает практиканту заработную плату. А некоторые сразу подписывают основной трудовой договор.
Если студент зарекомендовал себя с положительной стороны, то этот договор можно продлить, и студент останется работать дальше. В такой ситуации колледж идет навстречу, разрабатывает для студента учебный план, где прописано, какие дисциплины и когда он должен сдать.
– Кстати, есть и дополнительные преференции, утвержденные постановлением губернатора Амурской области от 10.03.2021 № 46 «Об учреждении стипендии губернатора Амурской области обучающимся государственных профессиональных образовательных организаций, трудоустроенным в области профессиональной деятельности в период обучения». На основании этого постановления студенту, проработавшему в совокупности 6 месяцев в течение года подачи заявления по получаемой профессии, положена единовременная выплата в размере 30 тысяч, – добавляет Татьяна Александровна.
Среди преимуществ целевого договора стоит также назвать назначение студенту наставника, который должен с ним поделиться практическим опытом.
Помимо этого, во время обучения в колледже студент в рамках целевого договора может получать и дополнительные меры поддержки со стороны работодателя. Например, стипендию, проезд до места проживания и обратно, оплату дополнительных курсов, оплату общежития или наем жилья.
– Частый случай, когда заказчик оплачивает проживание студента в общежитии, – комментирует Татьяна Александровна. – Кому-то это может показаться несущественным (оплата за койко-место на базе платного обучения – 1200 руб.). Но есть малообеспеченные семьи, где каждая копейка на счету. Проезд до места проживания – отличная помощь для тех, кто проживает в отдаленных районах области. А если студент сдал сессию на «4» и «5», то назначается стипендия, которая платится до следующей сессии.
По окончании обучения молодому специалисту, прибывшему к месту работы и приступившему к своим трудовым обязанностям, выделяется общежитие, а также в большинстве случаев он имеет право на получение квартиры по истечении определенного времени.

Исключений нет

Целевой договор – достаточно гибкое средство пополнения кадрового резерва предприятий.
Так, заключить его и выучить любого специалиста для себя может любая организация любой формы собственности.
– По целевым договорам мы принимаем студентов на все без исключения специальности и профессии, – отмечает Татьяна Александровна. – Принимаются они на общих условиях, если не считать приоритетного зачисления, о котором сказано выше.

Кто в очередь за специалистом?

Пока еще целевое обучение – новый инструмент в руках работодателей. И чаще всего им пользуются крупные предприятия.
Однако даже крепкие фермерские хозяйства им пользуются нечасто.
Во-первых, они не всегда могут предоставить студенту условия для проживания. Поэтому всегда оговаривают, что нужны местные студенты. Соответственно, не предоставляется жилье и молодым специалистам.
Во-вторых, не секрет, что материально-техническая база КФХ проигрывает. И студенты выбирают другое хозяйство, так как хотят работать на современной технике и получать более высокую зарплату.
В-третьих, очень важно и официальное трудоустройство во время практики, которое всегда предоставляют сельхозпредприятия. Для студента – это бонус в качестве записи в трудовой книжке, который пригодится по возвращении со срочной службы. А еще это гарантия получения стипендии губернатора.

Обязательства должны быть обоюдными

Стопроцентно решить ситуацию с кадрами, конечно, с помощью целевого обучения не получится.
Так, всегда есть определенная доля риска (как у студента, так и у работодателя) нарушения договорных обязательств. В частности, сложности связаны с необходимостью выпускников-юношей пройти армейскую службу. Бывает, что планы у молодого специалиста ввиду жизненных обстоятельств за этот период резко меняются. Да и перед предприятиями порою встает дилемма: брать или не брать специалиста на вакантное место, например, во время посевной или уборочной, пока студент служит?
– Следует помнить, что договор предполагает выполнение обязательств, а их нарушение чревато судебными тяжбами для обеих сторон. А они никому не нужны. При этом предложить какую-то другую вакансию заказчик не может: в договоре она четко указывается. Студенту тоже необходимо уяснить: все условия прописаны в договоре. И если в нем заложена финансовая составляющая, к этому нужно подходить с особым вниманием. Что касается дальнейшего обучения в вузе, то этот момент стоит проговорить с работодателем – его мнение приоритетно. И еще раз хочется сделать акцент на следующем: каждый договор разрабатывается индивидуально, и лучше, если он будет подробным и детализированным, – резюмирует Татьяна Романцова.

АПК АО №03-2024