ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Фото представлено , ИА SakhalinMedia

У дальневосточных аграриев возникли проблемы с минеральными удобрениями в период весенних полевых работ. Из-за приоритета угольному сырью при транспортировке по БАМу и Транссибу агрохимикаты оказались в хвосте очереди. Под угрозой срыва оказалась посевная. В Минсельхозе края считают, что с декабря по конец апреля на Восточном полигоне нужно отдать приоритет грузам с удобрениями и сырьем для их производства, а также просят РЖД своевременно выделять квоты на них. 

По мнению экспертов в области продовольственной безопасности, в дальневосточном регионе существуют предпосылки срыва посевной кампании в связи с проблемами перевозки агрохимикатов железнодорожным транспортом.

Актуальность вопроса для региона очевидна. При этом на Дальнем Востоке отсутствуют специализированные заводы по производству удобрений. В Приморье идет строительству Находкинского завода минеральных удобрений, но выход на проектную мощность первого этапа проекта запланирован только на 2025 год.

Все химические удобрения завозятся от заводов-изготовителей по железной дороге в адрес предприятий АПК субъектов ДФО. Основными грузоотправителями агрохимической продукции являются организации, расположенные в европейской части России. С декабря 2023 года по середину апреля в адрес приморских аграриев завезено только 42% заблаговременно законтрактованных 70 тысяч тонн удобрений, необходимых для успешной подготовки и проведения полевых работ, начинающихся в апреле. Аналогичная ситуация наблюдается в масштабах ДФО.

В числе основных причин, повлиявших на оперативность поставок удобрений в ДФО, власти Приморья называют приостановление действия правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта и ввод временных правил очередности перевозок грузов.

В итоге перевозка грузов для посевной кампании получила пятую очередь из семи возможных.

АО «РЖД» в приоритетном порядке обеспечивает погрузкой и транспортировкой специальные и контейнерные грузы, угольное сырье. Товары посевной кампании рассматриваются по остаточному принципу. Квоты на отправку минеральных удобрений в адрес предприятий АПК в период подготовки и проведения весенних полевых работ не предусмотрены действующими нормативными документами.

Низкая эффективность перевозочного процесса при транспортировке агрохимикатов наблюдается в Приморье с 2019 года. Но значительное усугубление ситуации произошло на фоне переориентации грузопотока в сторону Дальнего Востока, вызвавшего пиковую загрузку БАМа и Транссиба за счет угольного сырья и контейнерных грузов.

По информации Минсельхоза Приморского края, для проведения посевной кампании на площади 465 тысяч га (без учета населения) необходимо ежегодно поставлять в край не менее 75-78 тысяч тонн минеральных удобрений не позднее апреля-мая месяцев, то есть перед севом основных сельскохозяйственных культур кукурузы и сои.

На 15 мая ситуация улучшилась.

«В настоящее время в край завезено 68 тысяч тонн (87% от потребностей). В пути 10 тысяч тонн», — говорится в сообщении за подписью министра сельского хозяйства ПриморьяАндрея Бронца.

Вопрос времени получения минеральных удобрений в период подготовки к посевной кампании является ключевым для обеспечения урожайности сельскохозпродукции и устойчивости рынка АПК, в целом.

«Несвоевременная доставка минеральных удобрений в адрес сельскохозяйственных товаропроизводителей приводит к нарушению процесса подготовки к посевному сезону, что отрицательным образом сказывается на урожайности продукции, приводит к расторжению заключенных контрактов, невозврату заемных денежных средств сельскохозяйственными товаропроизводителями и недополучению бюджетами различных уровней налогов и сборов, а также в целом крайне негативно скажется на обеспечении продовольственной безопасности Приморского края», — сообщает Андрей Бронц.

Министр отмечает, что «в связи с необходимостью перевозки больших объемов минеральных удобрений, выделяемых квот на их перевозку становится недостаточно, и отгрузки идут неравномерно».

По оценке главы Минсельхоза, для соблюдения агрономических сроков внесения удобрений в почву и обеспечения продовольственной безопасности необходимо своевременное максимальное выделение квот ОАО «РЖД» на отправку минеральных удобрений в период подготовки и проведения весенних полевых работ — с 1 декабря по 30 апреля. Кроме того, требуется решить вопрос о повышении приоритета перевозок минеральных удобрений и сырья для их производства в этот период.

(По материалам ИА PrimaMedia)