В азиатских странах растет спрос на кукурузу. Приамурье, реагируя на запросы рынка, в два раза увеличивает в 2024 году производство этой культуры — в планах экспортировать ее в Китай и Корею. После пандемии область снова наращивает и объемы экспорта сои. Справиться с вызовами, встающими перед отраслью, амурским аграриям помогает поддержка региона. На какую помощь могут рассчитывать сельхозпредприятия и те, кто решил попробовать себя в агробизнесе, об амбициозных планах на полевой сезон, ягодных плантациях и перспективах экспорта продукции АПК рассказал первый замминистра сельского хозяйства региона Сергей Адаменко.
«Погода заставляет аграриев перестраиваться»
— Сергей Владимирович, какие у посевной этого года особенности?
— Если говорить о ранних зерновых, посевная которых уже завершается, многие хозяйства успели в прошлом году подготовить большую часть почвы. Задел был хороший. Но погода заставляет напрягаться и перестраиваться. Мы серьезно прирастаем в этом году площадями кукурузы. Она относится к зерновым культурам, но посев начинается почти как у бобовых. Поэтому время у аграриев есть, какие‑то площади можно перераспределить и досеивать уже кукурузой или соей.
Посевная кампания напоминает 2022 год, когда начинали так же проблемно. Только переувлажнение почвы тогда было за счет предыдущего года, а сейчас — из‑за осадков. Если сравнить темпы посевной по зерновым, то на данный момент мы их превышаем. Хотя по сравнению с 2023‑м показатели ниже. Погода заставляет аграриев нервничать. Но все четко понимают, что надо делать. Задействованы все службы — простоя нет. В некоторых хозяйствах, где есть такая возможность, во вторую смену люди в поле выходят. Умеют наши аграрии работать!
Зерновые — с рекордом, а для бобовых не хватило тепла
— В прошлом году урожай зерновых был рекордный, хотя площади посевные не увеличивали. За счет чего успешно сработали?
— В первую очередь за счет урожайности. Были времена, когда и гораздо большие площади зерновыми занимали, и вал был нормальный, но такого рекорда добились впервые. Накопительный эффект! Регулярное обновление техники, технический прогресс (комбайны убирают урожай с меньшими потерями, почвообрабатывающие орудия более качественно подготавливают почву) и осознание самих аграриев, что нужно улучшать где‑то агротехнологию.
Использование комплекса факторов плюс организационные моменты способствовали рекордному урожаю зерновых. В большинстве хозяйств с началом посевной не стоит вопрос: где я возьму трактор, запчасти или ГСМ. Всё отрегулировано. В нужный момент они выходят в поле и ловят каждую погожую минуту. Поэтому не просто перевыполнили план, а впервые получили 613 тонн урожая зерновых. По сое урожай хоть и не был рекордным, но тоже высокий. Для бобовых не хватило тепла. По сумме активных температур в прошлом году соя не добрала тепла, а это не заместишь никакими агроприемами и удобрениями. На этот год ставим высокую планку — 1,7 миллиона тонн сои.
— Что сейчас беспокоит региональный минсельхоз больше всего?
— Мы в напряженном графике ведем работу по обеспечению наших аграриев минеральными удобрениями. Хозяйства страдают из‑за того, что железная дорога сильно перегружена на восточном направлении. Приоритет зачастую отдается экспортным грузам. Задержки с доставкой минеральных удобрений. Приходится работать в ручном режиме.
Сегодня и небольшие, и крупные предприятия приобретают удобрения в необходимом количестве, понимая, что без этого не вырастишь полноценный урожай. Мы серьезно отстаем в этом вопросе от центральной России. Еще в прошлом году на агрономических совещаниях приходилось напоминать руководителям хозяйств и фермерам о важности внесения минеральных удобрений. Ежегодно поднимаем планку: в прошлом году это было 52 килограмма на гектар, в этом — 58. Сейчас все понимают, что это важная составляющая аграрного бизнеса. Прирастать нам землями уже некуда; удобрения, семена и технологии — только за счет этого мы можем быть лидерами в России и получать дополнительную поддержку.
Большая работа была проведена по стабилизации цены: в этом году минеральные удобрения дешевле, чем в прошлом. Заводы пересмотрели свои возможности для внутреннего рынка. Плюс для Дальнего Востока пролонгировали нулевой железнодорожный тариф. На запад отправляем продукты переработки сои, оттуда везем удобрения с нулевым тарифом. Это для аграриев подспорье. Но пропускная способность железной дороги напряженная. Большая работа проводится по расширению. Но мы понимаем, что эту задачу сиюминутно не решить.
Спрос на кукурузу растет на внешнем рынке
— Насколько увеличили площади кукурузы?
— В прошлом году было 27,5 тысячи гектаров, а в планах этого засеять 55 тысяч га. На эту культуру растет спрос, в первую очередь на внешнем рынке. В сегодняшних рыночных условиях кукуруза даже более востребована, чем соя. При большей урожайности маржинальность достаточно высокая.
Это высокотехнологичная культура, в нее надо вкладываться, отдача есть. На следующий год после кукурузы другие культуры дают хороший урожай. Единственное слабое звено — поздняя уборка. Амурская область — предельная климатическая зона, где можно удачно выращивать кукурузу на зерно. В Хабаровском крае и Приморье хозяйства более свободны в возделывании, чем мы. Кукурузу выращиваем, убираем, а почву подготовить для следующей посевной сложно. Зачастую земля уходит в зиму необработанной, а это дополнительная нагрузка на весь технологический процесс будущей весной. Тем не менее есть устойчивый рынок под эту культуру. Рядом глобально развивающиеся азиатские рынки, где увеличивается животноводство, и пищевая промышленность заинтересована в кукурузе, а своей продукции не хватает. Грех этим не воспользоваться. У нас 10 компаний получили квоту на экспорт кукурузы на зерно — прежде всего в Китай и Корею.
О ягодных плантациях и грантах
— Сегодня в тренде здоровое питание, нутрициологи призывают обязательно ежедневно включать в рацион ягоды. В соседней провинции Хэйлунцзян — огромные плантации облепихи, из которой делают восхитительный полезный напиток и поставляют его в рестораны по всему Китаю, неплохо зарабатывая на этом. Почему бы и в Приамурье этим не заняться? Климат подходит, земель свободных достаточно.
— Нужны таланты. Меры поддержки у нас есть достаточно ёмкие и всеобъемлющие по разным направлениям. Минсельхоз как орган власти создает условия для того, чтобы новое производство появилось и развивалось. У нас целая линейка грантов для начинающего бизнеса. Они отличаются друг от друга требованиями к участникам и целями, на которые можно потратить деньги.
Это стартап для начинающего фермера, гранты для семейной фермы. Причем если раньше семейная ферма привязывалась только к животноводческому направлению, то сейчас это широкое понимание. То есть уже работающий предприниматель может обосновать, чем хочет заниматься, и получить грант на дальнейшее движение в любом направлении. И у нас есть первые ласточки — небольшие предприятия, которые получили грантовую помощь и создают теплицы для развития овощеводства или плодоводства.
Ягодники — это нишевое направление. Всё зависит от человека: как он умеет работать в рынке, сможет ли выстроить отношения с сетями, магазинами, насколько ему хватает креативности, энергии. Далеко не у каждого это получается: кто‑то может выращивать, кто‑то — продавать, а надо совмещать и то и другое, и еще какие‑то идеи генерировать. И такие люди появляются.
Стартап дал толчок бизнесу
— Приведите примеры, у кого получилось?
— В Чигирях Благовещенского округа фермер занимается круглогодично земляникой. Неподалеку от Чигирей еще новый ягодный питомник заложили. Успешно развивают бизнес на семейной ферме в районе поселка Аэропорт. В прошлом году они благодаря гранту «Агростартап» в размере трех миллионов рублей построили пять теплиц, где выращивают с декабря по март редис, лук, укроп, клубнику, а с апреля по ноябрь — огурцы, помидоры, перец, баклажаны, клубнику, малину и другие сезонные овощи. Поставляют продукцию на север области и в магазины Благовещенска. Она расходится на ура.
Причем у людей нет специального образования. Многое зависит от понимания, настроя и желания работать, а знания можно приобрести. Сейчас на территории небольшого семейного хозяйства разместились уже 11 обычных теплиц и две — нового поколения. Это круглогодичные био-вегетарии, где созданы идеальные условия для роста культур. Семейная ферма стала первой в Приамурье, где используют данную технологию. Био-вегетарии «отапливаются» солнцем и тепловентиляторами и позволяют выращивать овощи и ягоду круглогодично. Фермеры планируют расширять производство и построить еще одну такую теплицу. Хозяйство начало заниматься еще и луком.
Луковая репка из семян — за одно лето
— Слышала, что у нас выращивают лук-репку по новой технологии?
— В Константиновском районе есть предприятие, где этим занялись. Выращивают лук из семян в однолетней культуре — и получается готовая репка. Площади у них составляют два гектара. Многие привыкли к старой технологии — двухлетней. Она самая распространенная и простая: в магазине покупаешь уже севок и его высаживаешь. А есть современная технология выращивания репки в однолетней культуре, но она требует более продуманного подхода. Новые технологии — это сложно, но в то же время интересно.
Сегодня в регионе три предприятия луком занимаются: есть еще два в Благовещенском округе. При том, что мы отсутствием лука не страдаем: в магазинах есть лук китайский, из Средней Азии. Но люди решаются зайти на этот рынок и обеспечить себе какую‑то нишу. Всё от человека зависит, а меры поддержки мы гарантируем. Если кто‑то намерен объединиться со своими родственниками — пожалуйста, можно кооператив создать. Условия для этого есть.
Нужны высокотехнологичные хранилища
— А на строительство овощехранилищ гранты дают?
— Дают. Те, кто занимается овощеводством, могут получить поддержку на строительство картофелехранилища или овощехранилища в размере 50 процентов от стоимости объекта. Но этот процесс идет непросто — всего одно овощехранилище построили.
— Почему мало желающих?
— Дело в том, что в целом нам мощностей хватает. Однако в большинстве хранилищ качественное хранение овощей — максимум до весны. Они обеспечивают лишь то, чтобы холод в помещения зимой не заходил, а постоянно удерживать необходимую терморегуляцию не способны. Нам нужны только высокотехнологичные хранилища, где смогут обеспечить сохранность овощей до нового урожая. Это предприятия затратные.
«Купил отечественный комбайн — получи господдержку»
— С весны 2022‑го из‑за санкций мы столкнулись с проблемами при закупке сельхозтехники и запчастей. Цепочки поставок нарушились, сроки доставки удлинились, а цены выросли. Как аграрии справляются с новыми вызовами?
— Что касается техники, серьезных проблем нет. Всё‑таки мы работаем в рыночных условиях. Рынок подстраивается и регулирует все процессы. Конечно, с обслуживанием импортной техники стало сложнее — изменились логистика и цена. Но компании находят возможность обеспечить сельхозпроизводителей запчастями. Более того, некоторые наши аграрии до сих пор покупают импортную технику — те же комбайны, хотя они очень дорогие. Каждый для себя расставляет приоритеты. Есть большой выбор и российской, и белорусской сельхозтехники. Плюс открываются новые зарубежные рынки. Появились трактора малого и среднего класса китайского производства, наши аграрии к этому присматриваются.
Еще десять лет назад, после введения санкций и контрсанкций, наша страна взяла курс на импортозамещение в аграрном секторе: нацелившись не только на сокращение ввоза продовольствия из за рубежа, но и на снижение зависимости от иностранных средств производства, в том числе сельхозтехники. Стали поддерживать не только отечественные, но также иностранные компании, выпускающие технику в России. При условии не просто «отверточной сборки», а достаточной локализации производства. И это дало эффект. Мы выходим из сложной экономической ситуации более оперативно и с наименьшими потерями.
— Санкции пошли на пользу отечественному производителю.
— Один китайский мудрец сказал, что не дай бог нам жить в эпоху перемен. Вроде всё так. С другой стороны, санкции дали толчок к развитию отечественных производств. Как агроном приведу пример. Чтобы оживить жимолость, придать стимул для активного развития, надо пустить ее на обратный рост. Отрезаем нижнюю старую ветку — и от нее начнет куститься молодь. Встряска нужна, но в разумных пределах.
Что бы ни говорили, а российское производство развивается — жизнь заставила. Мы в области уже не один год придерживаемся позиции, что меры государственной поддержки надо оказывать в первую очередь тем аграриям, которые приобретают технику, производимую на территории Российской Федерации. Жизнь показала, что такая линия оправданна. В 2022 году для помощи аграриям в приобретении техники из бюджета региона направили 250 миллионов рублей — это только субсидия. Всего же хозяйства и фермеры потратили на обновление комбайнов, тракторов и другой техники более 6 миллиардов рублей.
Василий Орлов: «Малые хозяйства важны для развития внутреннего рынка»
«У нас предусмотрены меры поддержки для развивающихся хозяйств, — подчеркивает губернатор региона Василий Орлов. — Именно для таких хозяйств предназначены гранты, которые предоставляет региональный минсельхоз. Малые хозяйства важны для развития внутреннего рынка, благодаря им мы можем расширить ассортимент товаров на полках амурских магазинов, обеспечить больше жителей региона продуктами местного производства. В прошлом году восемь хозяйств области получили порядка 30 миллионов рублей господдержки. В текущем году планируем предоставить гранты семи хозяйствам».
(По материалам bezformata.com)