ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Фото представлено из открытых источников на сайте vostokgosplan.ru

В конце 2023 года в Хабаровске заработал круглосуточный магазин молочной продукции «Утро на ферме» – единственная на Дальнем Востоке торговая точка стационарного формата без продавцов. Открыл ее Михаил Утробин – самый, наверное, известный «гектарщик» в Хабаровском крае, один из первых получателей земли по федеральной программе.

История его животноводческой фермы в селе Кругликово, начавшаяся с пяти взятых на всю семью гектаров, – история успеха. Успех этот замешан на смелости, трудолюбии, умении выстоять перед неудачами, и, что весьма немаловажно, – грамотном менеджменте и маркетинге.

Одной из «фишек» такого маркетинга и стал новый магазин. Его работа основана на клубном принципе. Пока покупателем может быть лишь человек из списка постоянных клиентов. Список, кстати, длинный. Дверь открывается при звонке на определенный номер телефона, а дальше все как обычно: выбор продукта, оплата по СБП, получение чека.

«Эта торговая точка уже окупилась, клиентов много. Нам пришлось, конечно, вложиться в кое-какое оборудование, но зато мы сильно сэкономили на фонде оплаты труда. Магазин работает 24/7, то есть пришлось бы нанимать как минимум трех человек персонала. За счет экономии на издержках сохранили цены на самые ходовые позиции. Сейчас думаем о расширении числа посетителей, – говорит Михаил Утробин. – Когда мне пришла в голову идея такого магазина, выяснилось, что в России есть компания, которая может предоставить подобное решение. Но только один холодильник в общем комплексе оборудования у этой фирмы обошелся бы в 250 тысяч рублей, поэтому мы все придумали сами».

Сбыт налажен. Кроме круглосуточной точки, у предпринимателя четыре серьезных оптовых покупателя, среди которых крупный сетевой ретейлер, и розничная доставка молока, мороженого, йогуртов, сыра и другой кисломолочной продукции по онлайн-заказам.

Как замечает сам Утробин, за семь лет он прошел путь от «ремесленника» до предпринимателя и теперь его дело трансформируется в бизнес.

«Ремесленник» – это начало, ты все делаешь сам. Затем объемы производства растут и нужна дополнительная рабочая сила, часть функций ты как предприниматель делегируешь, но все равно постоянно вовлечен во все процессы. А бизнес – это когда ты занимаешься только стратегическим развитием, а уже вся текучка оцифрована. У меня сейчас такой переходный этап между предпринимательством и бизнесом», – говорит Михаил.

Если в первое время на ферме за год перерабатывали 40 тонн сырого молока, сейчас – 120. Начинали с одной позиции в готовой продукции, сейчас ассортимент насчитывает около 25 наименований. Работа практически в одиночку с привлечением членов семьи переросла в управление штатом сотрудников, которыми предприниматель очень дорожит. Да, рост не взрывной, но постепенный и постоянный. В последние два года Михаил привлек к партнерству двух фермеров, чье молочное сырье соответствует его стандартам, за счет этого удалось увеличить объемы производства.

Гладким этот путь не назовет никто. Раньше Утробин занимал высокую должность в федеральной компании и имел в подчинении 300 человек. В «гектарщики» он пошел, резко изменив свою жизнь. В первые годы неприятные сюрпризы сыпались один за другим. Обманул на два миллиона рублей подрядчик, сгорел только что построенный дом для персонала фермы, подводили уходившие в запой работники, вплоть до ветеринара. Безденежье в семье (у Михаила и его жены трое детей) тоже пришлось пережить.

Утробин вел дневник своего фермерства в соцсетях, поэтому о его проблемах знали многие. Были и интересовавшиеся: как скоро сломается мужик?

Не сломался. Разрабатывал новые идеи, оптимизировал бизнес-процессы (здесь помогло наличие двух высших образований, по одному из которых Михаил – маркетолог), создавал собственные CRM-системы. Обратился за поддержкой государства: построил дом по «дальневосточной ипотеке», получил грант как начинающий фермер, «добавочные» два гектара к пяти уже имеющимся. И, кстати, именно с его подачи успешным пользователям бесплатных наделов начали предоставлять дополнительные участки. Эту идею Утробин высказал на встрече участников льготных программ с премьер-министром страны Михаилом Мишустиным во время его рабочей поездки на Дальний Восток.

То, что власть прислушивается к предпринимателям, Утробин оценил.

«Инструменты развития Дальнего Востока – классные, – говорит он. – И очень хочется усовершенствовать их дальше. Например, объявить округ единой зоной ТОР для приоритетных видов деятельности. Сельское хозяйство – как раз такая приоритетная отрасль».

По его мнению, одна из ключевых задач – сохранить села. И для ее выполнения уже многое делается. Даже программа «Дальневосточная ипотека» для сел распространена на вторичное жилье. Но нужно обеспечить сельскую местность рабочими местами.

«Не секрет, что у предпринимателей на селе сотрудники порой не трудоустроены официально. Слишком затратны для не очень доходного бизнеса отчисления в страховые фонды на работников, – подчеркивает Утробин. – Если же сделать преференции в этой части, то экономия на фонде оплаты труда помогла бы направить средства в развитие производств, на повышение той же зарплаты. А человек, работающий «в белую», смог бы взять ипотеку, пока же ему банки отказывают: де-юре он не работает, соответственно де-юре у него нет дохода, и кредит ему не дадут».

Еще одна идея – развитие государственно-частного партнерства в сельском хозяйстве.

«Если хотите – использование инструмента концессии, – говорит предприниматель. – У меня большой управленческий опыт. Сейчас мое предприятие полностью на самообеспечении, мы вообще не берем кредиты, уже не получаем гранты. Уверен – наши решения можно и нужно масштабировать. Средства, которые идут на субсидии и гранты, можно использовать и другим образом. Ведь есть земля в собственности региона, есть брошенные коровники. На мой взгляд, был бы востребован такой инструмент: на этих краевых предприятиях поставить управленцев, выделить определенные средства на развитие с условием: если добиваешься таких-то показателей по дорожной карте, то через столько-то лет получаешь долю в созданном предприятии».

Будущее, по мнению Утробина, за крупными сельскохозяйственными предприятиями.

«Мы начинали с десятка животных. Даже не микро-, а нанобизнес, – вспоминает он. – Но выстраивание технологических цепочек не становится проще, если объемы у тебя не очень велики. Масштабное производство – до тысячи голов – при тех же трудозатратах, но с парой «добавочных» нулей в транзакциях имеет гораздо больше смысла. Труд мелкого фермера – это в наши дни добыча нефти с помощью мотыги и лопаток».

(По материалам Восточного Центра государственного планирования)