ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Депутаты Заксобрания (Ил Тумэн) Якутии предложили ввести для дальневосточных сельхозпроизводителей налоговые преференции, а также упростить для них получение государственной поддержки и облегчить работу с побочными продуктами животноводства для небольших предприятий. Об этом рассказал председатель постоянного комитета Ил Тумэна по селу и аграрной политике Александр Атласов. Парламентские слушания на тему «Правовые аспекты повышения доходности сельскохозяйственного производства» состоялись в Государственной думе.

В частности, Александр Атласов сообщил о внесенных предложениях по увеличению размера дохода, дающего право на освобождение от уплаты НДС для плательщиков ЕСХН (Единого сельскохозяйственного налога), с 60 до 120 миллионов рублей. Меру предлагается распространить на все регионы Дальневосточного федерального округа.

Совокупный объем уплаченного НДС сельхозпредприятиями Якутии возрос за пять лет с 68 до 241 миллиона рублей, при этом количество плательщиков НДС по региону снизилось за пять лет от 20 до 17, в том числе перерабатывающих потребкооперативов — от девяти до пяти. Дополнительная налоговая нагрузка не позволяет сельхозорганизациям в Якутии развиваться, даже с господдержкой они находятся на грани нулевой рентабельности. Как показывают данные, у 12 сельскохозяйственных организаций — плательщиков НДС убыток составил 309 миллионов рублей.

Парламентарии отмечают, что с учетом инфляции под НДС скоро подпадут все перерабатывающие потребкооперативы Якутии, так как средний объем отгрузки продукции в расчете на один кооператив превысил 40 миллионов рублей в прошлом году, или 2,2 миллиарда рублей на 55 кооперативов.

Второе предложение — установить требования о наличии ревизионного заключения при получении сельскохозяйственным кооперативом государственной и муниципальной поддержки.

Согласно данным профильного комитета Госсобрания Якутии, в налоговом учете региона 395 потребительских и 192 производственных кооператива, однако бухгалтерскую отчетность за 2022-й сдало только 77 процентов из них, что является нарушением закона. Вообще в республике за два последних года ликвидировано 100 кооперативов из-за отсутствия как раз годовой отчетности. А 216 кооперативов до сих пор не имеют членства в ревизионных союзах, согласно требованиям закона о сельхозкооперации.

Еще одной проблемой, пока находящейся вне поля зрения налоговых и судебных органов, является несоблюдение закона, по которому сельхозкооперативы должны не менее 50 процентов объема работ (услуг) оказывать для своих членов, отмечают депутаты республики.

«Только 34 процента отчитавшихся в минсельхоз Якутии сельскохозяйственных потребительских кооперативов соблюдают данное требование», — говорится в документах.

Парламентарии предлагают включить семь критериев справки ревизионного союза, при соблюдении которых кооператив может претендовать на получение государственной или муниципальной поддержки.

Третья инициатива — внести изменения в требования к обращению побочных продуктов животноводства.

— Данные требования обязаны соблюдать все юридические лица, фермеры и ИП независимо от количества и видов поголовья сельхозживотных. Но в условиях Якутии это создает определенные трудности. Среди крупных сельхозживотных численность крупного рогатого скота составляет всего одну треть, остальные две трети — табунные лошади и северные домашние олени, которые круглый год содержатся в неогороженных пастбищах с кочеванием. Поэтому для них вопрос хранения и переработки побочных продуктов животноводства неактуален, — подвел итог выступления Атласов.

Он отметил, что в личных подсобных хозяйствах населения содержится 58 процентов поголовья крупного рогатого скота, или 99 тысяч голов. Сложности в существующем законе подталкивают компании уйти от обязательств по отчетности и налогообложению.

Представитель Якутии напомнил, что минсельхозом ранее были утверждены методические рекомендации по технологическому проектированию ферм крупного рогатого скота, свиней и птиц. В них определено минимальное количество поголовья, при котором экономически целесообразно строить производственные объекты с полным циклом механизации, в том числе по навозоудалению. Для животноводческого комплекса КРС это 200 голов, свиноферм — 3 тысячи, птицеферм — 50 тысяч.

В связи с этим депутаты Якутии предлагают ввести обязанность по контролю за побочными продуктами только для предприятий, соответствующих указанным критериям. Это позволит значительно сузить круг охватываемых субъектов до тех, кто действительно накапливает значительные объемы навоза и помета рядом с производственными объектами.

На парламентских слушаниях также обсудили другие проблемы отрасли. Например, член комитета Госдумы по аграрным вопросам Иван Лоор отметил необходимость поддержания сельхозпроизводителей и подчеркнул, что нужно предоставлять сельхозпроизводителям льготное кредитование. Заместитель председателя Новгородской областной думы Ольга Борисова также обратила внимание на трудности с получением льготных кредитов, а член комитета Госдумы Наталья Боева указала на сложности субсидирования племенного животноводства, а также на важность подготовки дипломированных специалистов для животноводства и села.

В числе прочего представители регионов и бизнеса озвучили проблемы, связанные с сужением потребительских рынков, рисками повышения стоимости сельхозпродукции из-за экосбора и спекуляций перекупщиков, что также влияет на конечную цену для покупателей.

Представители комитета по аграрным вопросам Госдумы обозначили, что кредитный портфель в АПК должен финансироваться в два раза больше существующего бюджета и составлять порядка 400 миллиардов рублей.

(По материалам «Российской газеты»)