Прошло пять лет, как на Сахалине заработала первая в России молочно-товарная ферма по белорусской технологии. Для этого в селе Раздольном построили животноводческий комплекс и городок на 50 домов для работников. Завезли тысячу голов голштинских нетелей…
Проект реализован в АО «Совхоз Корсаковский», что находится в 50 минутах езды от Южно-Сахалинска. Раздольное же практически пригород Корсакова.
Гулять по красивому, опрятному селу одно удовольствие. Белорусский, Урожайный, Минский, Союзный — названия переулков так и просятся в слоганы. Вдоль насыпных дорог тянутся пешеходные тротуары, мощенные плиткой. Как по линеечке выстроились дома, во дворах ягодные кусты. Установлены теплицы, сооружены крольчатники и курятники.
Примета времени: к некоторым усадьбам уже подведены газовые коммуникации. Агрогородок продолжает строиться. Под крышу подведены два новых здания — контора и цех по производству молочной продукции.
Куда шагнула техника
Животноводческий комплекс молочно-товарной фермы состоит из огромных производственных корпусов. Но кругом ни души. Нет и намека на то, что здесь водится хоть какая-то живность.
— Так где скотинка-то? Она есть вообще?
— Конечно, — говорит, улыбаясь, управляющий основным производством Дмитрий Бырков. — В этом-то и есть уникальность белорусской технологии. Содержание у нас беспривязное и безвыгульное, весь цикл содержания животных проходит в помещениях.
Основное доильное стадо находится в двух корпусах. Внутри коровников также просторно и чисто. Из технических наворотов — климат-контроль и автоматическая система навозоудаления. В секциях вальяжно бродят черно-белые буренки, хотят — лежат, хотят — стоят или жуют. Есть у них «шведский стол» с поилками и кормами, «спа-салон» с чесалками, родильный зал со всем необходимым. Трижды в день буренок перегоняют на дойку. Техническая емкость фермы — тысяча коров. С ними успешно справляются всего 12 доярок.
— Наша порода рассчитана на молокоотдачу, — рассказывает управляющий. — Как правило, у них два периода лактации. За это время, если падает отдача молока, происходит выбраковка коров. Отслеживать эти важные процессы помогает техника. Селекционная работа по обновлению стада ведется постоянно.
… Дмитрий Бырков на Сахалине недавно. В конце 2017 года приехал из Беларуси в село Раздольное монтировать доильную установку.
— И задержался. Сначала смонтировали оборудование, через год его запустили. Официально трудоустроился в совхоз в марте 2018-го. Здесь все другое — остров, море, морепродукты. Поля и земля другие. У нас, в Беларуси, проще: на черноземе все растет, — делится впечатлениями Дмитрий.
Кстати, в заложенном яблоневом саду прижились не все деревца. Возможно, белорусским саженцам здесь некомфортно, а может, неудачно выбрали место посадки. Повзрослевшие яблони до сих пор болеют, но плодоносят. Чтобы компенсировать потери, рядом с яблоневым садом высадили гектар клубники, оснастили его системой автополива. Прошедшим летом сняли первый урожай. Возобновили в хозяйстве и выращивание овощей. 32 гектара заложили под картофель, по гектару — под морковь и свеклу. Построили овощехранилище.
Следует отметить, что и из копытных, прибывших сюда в 2018 году, выжили не все: смена места жительства и климата оказалась для некоторых буренок фатальной.
— Основная масса дойного гурта сегодня — это потомки элитных животных, завезенных пять лет назад. Сейчас они чувствуют себя прекрасно. Здесь родилось не одно поколение, оно оказалось более адаптировано к местным условиям и рациону, — констатирует врио генерального директора «Совхоз Корсаковский» Владимир Корнев.
Кто в доме «Хозяин»
Кормами хозяйство обеспечивает себя самостоятельно. Силосованный сочный корм хранят в огромных бетонированных траншеях.
— В 2018 году впервые посадили кукурузу. Урожай получили неплохой, но после этого сколько ни пробовали, кукуруза больше не вырастала, — рассказывает коммерческий директор Олег Зимарев. — Поэтому мы перешли на свои, районированные корма. Овес, вика, горох и прочие кормовые также хорошо повышают удои молока. Важно, что обрабатываемых полей у нас хватает с лихвой. На луговых сенокосах заготавливаем грубые корма — получается замечательное сено из разнотравья. Конечно, активно используем и покупные концентрированные корма: премиксы, комбикорма, шроты…
На молочно-товарной ферме созданы две механизированные бригады. Объем работ у них огромный. Они кормят животных, обслуживают коровники и телятники. Полевики с весны и до поздней осени пашут, сеют, косят, убирают урожай. Всех обслуживает один автомобильный гараж. Помимо российской отечественной техники имеется, конечно же, и белорусская. Облегчают труд «Хозяин» — белорусский прицепной кормораздатчик и «Доберман» — самоходный кормораздатчик.
— С белорусской техникой, как и с запчастями к ней, у нас нет проблем. А вот с немецкой и итальянской хлопот хватает. Было бы неплохо побольше производить малой техники. Знаю, что в Беларуси малогабаритная техника производится в Сморгони. Такие погрузчики удобны для работы в помещениях.
Своя рубашка ближе
Комфортные условия созданы и для работников фермы. В санпропускнике имеются раздевалки, душевые кабинки, прачечная, гладильная, комната для приема пищи…
— Меня здесь все устраивает: хороший коллектив, зарплату платят стабильно. Сама я из села Раздольное. У меня дочь и сын работают здесь в полеводстве. Муж тоже работал, — рассказывает начальник административно-хозяйственной части Людмила Александрова.
В совхозе Людмила работает больше 20 лет. Была диспетчером автотракторного парка, бригадиром на МТФ.
Работает в совхозе и молодой специалист — техник по ремонту и обслуживанию оборудования Никита Васин. Живет с семьей в одном из домов агрогородка.
— К сожалению, мы постоянно испытываем кадровые проблемы. Выручают приезжие из других регионов, — сетует врио генерального директора «Совхоза Корсаковский» Владимир Корнев.
Завлекают молодежь по-разному: проводят экскурсии, участвуют в ярмарках вакансий, подписывают соглашения с ссузами и вузами…
В советское время Сахалинская область славилась высокими надоями. Островные доярки ходили в передовиках по Дальнему Востоку, надаивая в год от каждой буренки порядка пяти тонн молока. В постсоветское время молочная река в регионе сильно обмелела. В 2016 году, когда принималось решение о возведении этого уникального комплекса, тогдашний губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко сетовал:
«Последние лет двадцать жители Сахалина практически не пили своего молока. То же самое было и с мясом. Большую часть продукции завозили с материка в пастеризованном и замороженном виде».
Строительство фермы ситуацию существенно поменяло.
(По материалам «Российской газеты»)