ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Активное внедрение в систему среднего профессионального образования федерального проекта «Профессионалитет», призванного обеспечить все базовые отрасли российской экономики компетентными кадрами среднего звена, началось в 2023 году.

Образовательно-производственный кластер «Сельское хозяйство Амурской области», созданный в регионе в рамках проекта, к работе приступил 1 сентября. Студенты первого курса начали образование по новым программам.

МТБ – аналогов нет

По словам директора АмАК Татьяны Романцовой, работа была проделана колоссальная:

– Прежде всего, в колледже запустили создание новой материально-технической базы – соответствующей требованиям аграрных предприятий области. На сегодняшний день мы реализовали почти 100 млн рублей на приобретение оборудования для двух новых лабораторий, в одной из которых будут проводиться анализы биоматериалов животных, во второй – осуществляться химический анализ почв региона. Все оборудование закуплено, сейчас производится его установка. Кроме того, мы освоили 28 млн рублей, выделенных правительством Амурской области на проведение капитального и текущего ремонта помещений колледжа. На необходимые преобразования мы привлекли также дополнительные 6 млн рублей из бюджета опорных работодателей и 4 млн рублей собственных средств от внебюджетной деятельности.

Лаборатории, созданные благодаря проекту «Профессионалитет», оснащены оборудованием, аналогов которому нет в Приамурье. В перспективе планируется открыть настоящий учебно-производственный комплекс, и после получения лицензий на деятельность лабораторий, студенты смогут оказывать услуги населению и хозяйствам области. Все условия для этого есть.

Траектория под потребности

– Что еще мы сделали за текущий период? Сформировали новые образовательные программы, – продолжает знакомить с этапами внедрения проекта «Профессионалитет» в образовательную модель АмАК Татьяна Александровна. – Самая большая ценность программ «Профессионалитета», что они разрабатывались совместно с работодателями, ориентируясь на их конкретные потребности. Опорные работодатели могли предложить для включения в программу дисциплины и практики, необходимые будущим специалистам для работы на их предприятии.

Всего в проект «Профессионалитет» вошло 6 специальностей и профессий, получаемых на базе колледжа. По каждой из них сформирована карьерная траектория студента (движение студента от первого курса до готового специалиста), в соответствии с ней выстроена вся образовательная программа.

Обучить педагогов

ФП «Профессионалитет» открывает возможность не только обновить материально-техническую базу, но и полностью переформатировать образовательный процесс. Для обучения по новым образовательным программам педагогический коллектив также по-новому должен увидеть и подготовку специалистов. На данный момент 20 преподавателей спецдисциплин проходят комплексное обучение, которое включает в себя три разных вида стажировки на предприятиях — лидерах отрасли.

– Ведущие предприятия Амурской области с готовностью приняли на своей базе наших педагогов и охотно поделились современными технологиями и методиками в области сельского хозяйства. Специалисты ООО «Амурагрокомплекс», ООО «АмурАгроХолдинг» и ООО «Соя» стали наставниками наших педагогов во время прохождения стажировки, – поясняет Татьяна Романцова.

Обновление и углубление своих профессиональных знаний также предстоит и управленческой команде колледжа.

Управленческая команда кластера в составе 5 человек, среди которых – представитель опорного работодателя, прошла три сессии по подготовке, где также была защищена кластерная дорожная карта.

Профориентация работает!

Помимо этого, на базе АмАК дан старт работе Центра поддержки и развития проекта «Профессионалитет», был создан брендбук кластера «Сельское хозяйство Амурской области».
За прошлый год Амурский аграрный колледж провел большой объем профориентационной работы, которая не прошла даром: конкурс на обучение в колледже в 2023 году был на разные специальности от 3 до 6 человек на место, на образовательные программы «Профессионалитета» поступило 335 абитуриентов.

– Когда проводили собрание среди первокурсников и задали вопрос, кто был на экскурсиях, то половина собравшихся в аудитории подняли руки, – подчеркивает Татьяна Александровна. – Сегодняшние первокурсники понимают, как важен для них и дальнейшего построения карьерной траектории данный проект.

О планах

Планы у коллектива Амурского аграрного колледжа грандиозные и далеко идущие.

Например, в 2024 году планируется открыть полигон дронов и обучать пилотов летательных аппаратов. При полигоне будет создана школа дронов для школьников.
По окончании обучения будут выдаваться сертификаты и удостоверения.

– Сегодня у колледжа две единицы дронов, применяемых в сельском хозяйстве, но на создание полигона дронов планируется дополнительное финансирование, – комментирует Татьяна Александровна. – Сегодня многие работодатели закупают летательные аппараты, чтобы работать в системе точного земледелия, но не всегда у них есть специалисты необходимой квалификации. Мы планируем совместно с работодателями решить эту проблему.

В рамках «Профессионалитета» предполагается открыть еще одну лабораторию – с тренажерами сельхозтехники. Кабина комбайна, мини-трактор, различные агрегаты – всего 8 тренажеров будет доступно студентам для изучения и получения практики вождения и агрегатирования.

– Но самое главное для меня лично, – признается директор колледжа, – это то что мы приобрели трактор «Кировец-525», а также полностью оборудование к нему: плуги, бороны, глубокорыхлители, опрыскиватели. Весной 2024 года студенты в рамках учебной практики приступают к изучению технологического процесса посева сои. Мы заинтересованы, чтобы будущие специалисты получили практические навыки работы с техникой и оборудованием и вышли на производственную практику уже подготовленными.

В перспективе и идея открыть на базе колледжа агрокванториум для школьников и первокурсников. Его предполагается создать на базе агроклассов, которые действуют в школах области.

Есть и необходимость организации Центра сопровождения выпускников АмАК.

– Возможно, он появится в 2024 году, – говорит Татьяна Романцова. – Одна из наших целей – выпускников поддерживать постоянно. Оказывать молодым специалистам практическую и организационную помощь, а также транслировать их первые успешные шаги в выбранной профессии.

Алена Трофименко: «Практик всегда ценится больше теоретика…»

Преподаватель ветеринарных дисциплин АмАК Алена Трофименко всего второй год работает со студентами колледжа. Она максимально открыто ответила на вопросы журналиста «АПК Амурской области», ведь как молодой специалист она сама может оценить преимущества проекта «Профессионалитет» для будущих работников аграрной сферы.

– Алена Евгеньевна, лично вам программы «Профессионалитета» дают какие-то новые возможности?

– Конечно. Теперь мы можем много времени уделять практической деятельности, теорию сразу проверяем на практике в наших новых лабораториях. Студенты работают на новейшем оборудовании: микроскопах, гематологических анализаторах. В будущем планируется открытие операционной, это тоже огромный плюс. Не секрет, что практический врач более ценен, чем теоретик.

– Какие анализы учите делать студентов?

– Да практически все, которые доступны для данного оборудования. Например, анализ соскоба на наличие кожных заболеваний, биохимический, клинический анализы крови.

– Лабораториями могут пользоваться все студенты колледжа?

– Да, без исключения. Курсы, которые не попали в программу «Профессионалитета», лабораториями пользоваться имеют полное право. Руководство колледжа в этом преподавателей всегда поддерживает. И результаты сразу видны. Наши студенты третьего курса многое умеют. Например, проводить все виды анализов вплоть до ветсанэкспертизы. А различные хирургические манипуляции и простейшие операции студенты оттачивают на макетах животных, которые есть в еще одной лаборатории. И работодатели отмечают, что наши сегодняшние практиканты выгодно отличаются от предыдущих курсов. Они не только многое умеют, но и не боятся работать с крупными животными.

– Вы с первокурсниками работаете?

– Пока только в рамках внеурочных занятий. А вот со второго семестра у них начнется анатомия… Но я уже и сейчас могу сказать, что пришли ребята, которым интересно, некоторые с детства мечтали стать ветеринаром.

– Вы, наверное, тоже?

– Всю сознательную жизнь! Приехала из Якутии, поступила в Дальневосточный ГАУ. Все пять лет учебы работала в различных клиниках города, а потом попала на ветеринарную станцию. Когда предложили работать в колледже, поняла, что это лучший для меня вариант. Скажу пафосно, но верно: мое сердце горит работой и для меня важно зажечь сердца ребят. Я никогда не сдаюсь, если говорят, что не будут ветеринарами, а учатся ради диплома. Беру таких студентов с собой на станцию, веду на операции… И что вы думаете? Они мне помогают оперировать, и не только остаются учиться, но и загораются работой.

– А кто вам привил любовь к профессии?

– В моем роду не было ветеринаров. Но долгое время было многочисленное хозяйство: козы, овцы, свиньи, коровы. Потом мама подарила мне лошадь. Так что практика работы с животными была у меня еще до университета. В тринадцать лет я в первый раз принимала роды у коровы. Вот тогда и поняла, что я ветеринар – и только…

Алиса Костромина: «Чтобы научиться грамотно работать»

С Алисой Костроминой, студенткой 3 курса, мы разговариваем прямо во время занятий, сидя на последнем ряду учебной аудитории. На коленях у нее возится миниатюрный карликовый кролик…

– Говорят, кролики только кажутся беззащитными, а на самом деле умеют очень больно и сильно бить «противника»?

– Этому декоративному кролику около года. И его нам пришлось перевоспитывать, поскольку поведение, прямо скажем, было неправильным.
Кролики – животные капризные, но при помощи подкормки дрессировать их можно. Команды «ко мне», «сидеть» и «не кусаться» они хорошо запоминают. Правда, в непривычной обстановке сильно нервничают. Но если к этому постепенно приучать, то можно добиться не реагировать на окружающее. Вот видите, еще один кролик, французский баран, практически не боится, хотя ему всего 4 месяца.

– Откуда такие знания?

– У нас дома, в Белогорске, очень много разных животных. Кролики, пять кошек, пять собак, сельхозживотные. Я долгое время даже думать не хотела о том, чтобы связать жизнь с ветеринарией – очень тяжело и страшно, когда питомцы болеют. Но потом обстоятельства заставили. Ухаживать, грамотно кормить, лечить все равно приходится.

– Практические навыки когда начали получать?

– На второй год обучения. Помимо инъекций, нас учили ставить катетеры животным, мы уже полностью знали анатомию и физиологию, изучали фармакологию. Сейчас третий курс, и я ни разу не пожалела, что пришла учиться в колледж.

– Практику еще не проходили?

– Пока нет, но на ветстанции брали кровь у МРС и КРС, у свиней, ставили в хозяйствах вакцины от сибирской язвы и ящура. А в домашнем хозяйстве научилась копыта подрезать, рога и клювы прижигать. Кроме того, уже приходилось проводить операции стерилизации и кастрации грызунам, кошкам и собакам.

– Что помогает получать практический опыт?

– Во-первых, новое оборудование, которым оснащены наши лаборатории. Раньше на старых микроскопах было сложнее работать. А сейчас биоматериал можно очень быстро посмотреть.
Во-вторых, я совмещаю учебу и работу в ветклинике. Сначала боялась, теперь спокойно ассистирую врачам: ставлю инъекции, катетеры, делаю перевязки.

– О перспективах думали?

– Пока учусь, набираюсь опыта. А в будущем хочу получить высшее образование и когда-нибудь вернуться сюда, чтобы передавать новым студентам свои знания.

Лариса Киреева


Профессии и специальности кластера: «Информационные системы и программирование», «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Рациональное использование природохозяйственных комплексов», «Машинист дорожных и строительных машин», «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», «Мастер сельскохозяйственного производства», «Агрономия», «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», «Ветеринария».