В настоящее время Минсельхоз РФ поставил перед амурскими аграриями задачу по наращиванию объемов производства картофеля. Для ее решения требуется увеличить посадочные площади. Сегодня в общей структуре пашни региона они составляют менее 1%. Но как показал нынешний год, пока расширять посадки под картофель фермеры области не спешат.
С этого года начала действовать федеральная программа по развитию овощеводства и картофелеводства. Она должна способствовать производству борщевого набора в регионах в необходимых объемах и надлежащего качества. Амурской области на эти цели в 2023 году из государственного бюджета было выделено почти 23 млн рублей.
Побывавший в конце лета в Приамурье директор департамента растениеводства Минсельхоза РФ Роман Некрасов отметил, что к этому времени до российских аграриев было доведено уже 87% запланированных к выплатам денежных средств.
– Беспокойство у нас вызывает четыре региона, в том числе и Амурская область. Приамурье получило для выполнения этого целевого индикатора только чуть больше 9 млн рублей, или 41%, – привел конкретные цифры Роман Владимирович.
В ответ министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков заверил начальника департамента, что повода для беспокойства нет. Региональный минсельхоз на протяжении последних лет выдачу субсидий привязывает к конкретным показателям. Чтобы получить меры господдержки, овощеводы области должны не только посеять ГОСТовские семена и внести необходимую норму удобрений – в этом году она должна быть у них не менее 190 кг действующего вещества на гектар, – но и увеличить объемы производства овощей открытого грунта и картофеля.
– Такая политика стимулирует развитие отрасли, – подчеркнул Олег Александрович. – Наши аграрии получают денежные средства из бюджета за достижение конкретного результата. Мы считаем, что поступая таким образом, действуем правильно. Если бы у нас, как в большинстве других регионов страны, меры господдержки выделялись за обработанные гектары, наши овощеводы получили бы выделенные деньги. Но эта процедура будет проведена после завершения уборочной кампании.
Действительно, уже сегодня просчитываются предварительные итоги уборки овощей и картофеля. Фермеры, с которыми общались журналисты нашего издания, уверены, что после подведения всех подсчетов урожай получится выше прошлогоднего. И по завершении уборки все деньги по федеральной программе до них будут доведены.
Многие амурские картофелеводы не торопятся проводить сортосмену и из года в год выращивают один и тот же набор сортов. Каких-то больших стимулов для замены семян у них нет. Единственный критерий для перехода фермера к выращиванию нового сорта – это его твердая уверенность, что новинка даст большую урожайность, подойдет под применяемые агротехнологии и будет воспринята покупателями.
Наука без производства мертва
Сегодня основные проблемы, которые тормозят развитие картофелеводства, находятся в сфере семеноводства, реализации готовой продукции и нехватки рабочих рук. О последней пойдет речь в следующих статьях этого номера журнала по итогам поездок нашей журналистской группы в фермерские хозяйства области. Поэтому в данном материале подробно на этой теме останавливаться не станем.
О состоянии семеноводства картофеля в масштабах области мы поинтересовались точкой зрения ряда экспертов. И они единодушны во мнении, что развитие семеноводства в регионе оставляет желать лучшего. И дружно говорят, что если дать толчок этому направлению, то картофелеводство в области совершит рывок.
В советские времена картофелеводство базировалось на тесном взаимодействии науки и практики. Сейчас же такие связи нарушены.
– Научные учреждения, такие как ВНИИ сои, ДальГАУ работают сами по себе, фермеры – сами по себе. Но в одиночку далеко не уйдешь. Только при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон можно сделать большой шаг вперед, – уверен глава КФХ «Деметра» Юрий Кириленко, работающий в агропромышленном комплексе более полувека. – Для этого нужен административный ресурс, который имеют верхние эшелоны власти в Амурской области. Тогда имеющиеся проблемы можно будет решать системно. А необходимость их решения давно уже висит в воздухе.
Сегодня многие картофелеводы области имеют громадный опыт работы в этой сфере, их хозяйства в достаточной степени оснащены машинно-тракторным парком. Для повышения урожайности им не хватает третьего компонента – высококачественного посадочного материала в достаточном количестве.
– Урожай картофеля, в первую очередь, зависит от категории семян выращиваемых сортов. Элита дает высокую урожайность. Если посадишь первую репродукцию – получишь меньший урожай, станешь выращивать вторую репродукцию – урожай будет еще меньше и т. д. Сейчас наши картофелеводы возделывают те сорта, которые могут достать. Значительная их часть приходит из европейской России. Но оттуда присылают далеко не всегда лучшие семена. Фермеры отрабатывают то, что получают, однако заранее не знают, какими будут результаты их деятельности. Если в области будет создана хорошая семеноводческая база, они будут получать лучшие семена, что положительно скажется на результате их работы, – считает Юрий Прокопьевич.
Не первый год в авангарде семеноводства на Дальнем Востоке идет Приморский край. Селекционеры «Федерального научного Центра агротехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» уже много лет выводят новые сорта картофеля.
– Если в ближайшее время Амурская область не займется собственным семеноводством, Приморье захватит дальневосточный рынок, – считает директор Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Александр Селин. – Но нельзя забывать, что наш регион обладает рядом несомненных преимуществ по сравнению с Приморским краем. У нас больше пашенных земель, больше фермеров-картофелеводов. И не подлежит сомнению, что собственное семеноводство будет востребовано. Оно приведет к снижению себестоимости производства картофеля. Кроме того, не исключено, что развитие семеноводства в области будет стимулировать образование новых фермерских хозяйств, желающих заниматься этим видом сельскохозяйственной деятельности.
Как возможный вариант для стартового толчка к развитию семеноводства в области Александр Михайлович предлагает создание кооператива, в составе которого объединится наука и практика:
– В идеале, конечно, было образование сложного кооператива с полным циклом производства – семеноводством, выращиванием картофеля, реализацией, переработкой. Но это долгий и сложный путь. В одночасье такую форму производственной деятельности создать невозможно. Пока еще трудно объединить частников даже в один простой кооператив, потому что каждый хочет быть в нем хозяином. Для начала фермеров может заинтересовать кооператив, если он, к примеру, будет создан на базе ДальГАУ. Университет может войти в него со своими ресурсами в виде научных разработок и ученых-агрономов. А фермеры, члены кооператива, предоставят свои опытные поля для проведения практических испытаний. Уже такое сотрудничество на постоянной основе даст определенный эффект.
Кстати, в нынешнем году были сделаны первые шаги в этом направлении. Дальневосточный ГАУ заключил договор с приморским Центром им. Чайки, и на полях КФХ «С.Е.В.» в Волково приступил к агроэкологической оценке сортов картофеля дальневосточной селекции, чтобы со временем обеспечить амурских фермеров семенами.
– Впервые за долгое время началась интеграция науки и производства, чему я, как занимающийся наукой человек, очень рада. Ведь наука без производства мертва, – подчеркнула профессор Дальневосточного ГАУ, доктор сельскохозяйственных наук Ольга Щегорец. – Начало получилось удачным. Мы испытывали 10 сортов элиты на площади полтора гектара. Все сорта с желтой мякотью, которой отдают предпочтение потребители. Хорошую урожайность дали влагоустойчивые сорта Посейдон и Моряк. Неплохо зарекомендовал себя скороспелый сорт Метеор с периодом вегетации 40 дней. Также мы довольны сортом Дальневосточный, который предназначен для переработки. Сейчас идет размножение испытываемых сортов. Собранного урожая достаточно, чтобы на следующий год каждый сорт посадить, как минимум, на площади 1 гектар.
В условиях острой конкуренции
Рынок товарного картофеля достаточно подвижен, и он регулируется объективными факторами. Прежде всего это, конечно, соотношение спроса и предложения. Также экономика реализации продукции в значительной степени зависит не только от того, какие объемы были произведены в своем регионе. Она связана и с тем, как сложился сельхозсезон для картофелеводов соседних краев и областей. В прошлом году амурские фермеры испытывали сложности по продаже выращенного картофеля. В этом году амурские фермеры произвели картофеля больше, чем в прошлом. Однако больших трудностей с реализацией в отличие от 2022 года не имеют. Объясняется это природными катаклизмами, которые наблюдались в восточной материковой части Дальнего Востока. Картофельные поля в Приморье практически полностью утонули. Серьезно пострадали и посадки в Хабаровском крае. В итоге для амурских фермеров появились обширные рынки сбыта, которые нуждаются в их продукции.
Но такие условия возникают не каждый год. Этим и объясняется нежелание фермеров расширять посадочные площади под картофель, рискуя не реализовать выращенный урожай по выгодным для них ценам. В последние годы им приходится испытывать острую конкуренцию даже на местном рынке. На него все активнее заходит картофель из других регионов.
Особенно сильно давит на амурский рынок сибирский картофель. Можно встретить мнение, что себестоимость его производства значительно ниже, чем на Дальнем Востоке. Поэтому производители картофеля Сибири соглашаются на гораздо более низкую цену при реализации.
Но если посмотреть на интернет-площадки по реализации сельхозкультур, то можно увидеть, что выращенный в крупных сибирских хозяйствах картофель предлагается к продаже по близким к амурским ценам. Иногда они бывают даже немного выше. Плюс к этому надо прибавить дополнительные затраты за доставку картофеля из Сибири в Приамурье – в среднем 10 рублей за один килограмм. Получается, что по конкуренции их продукция не должна проходить у нас?
– Дешевый сибирский картофель завозится к нам, как правило, перекупщиками. Доставляется такая продукция зачастую на кое-как приспособленных к перевозке грузовых автомобилях или в самодельно утепленных железнодорожных вагонах. Я не знаю, где они берут картофель, но не исключаю, что он был произведен нелегально либо с помощью схем по отмыванию денег, – объясняет глава КФХ «С.Е.В.» Евгений Соколовский. – Мы обращали и будем обращать внимание наших региональных властей на этот факт. Мы не просим запретить продавать привозной картофель у нас в области или ограничить его продажу. Мы просим только посмотреть, что это за картофель, откуда он завозится и как реализуется. Если при его производстве используется прозрачная схема, с которой выплачиваются все налоги в бюджет, вопросов нет. Тогда мы будем просить власти о предоставлении нам таких же мер поддержки, чтобы мы могли конкурировать с сибиряками на своей территории. Но если окажется, что этот картофель низкого качества, реализуется по серым схемам с уходом от выплаты налогов, то у нас, амурских фермеров, возникает вопрос: почему он поступает на наш рынок?
В настоящее время амурские картофелеводы могут рассчитывать на меры господдержки. Для них предусмотрена компенсация в размере 50% на строительство картофелехранилищ и приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства. Также им возмещают 70% затрат при покупке оборудования по мойке, чистке и упаковке картофеля.
Перспективы переработки
Впрочем, уже в недалеком будущем вопросы конкуренции на рынке товарного картофеля могут потерять свою остроту для амурских фермеров. В настоящее время перспективным направлением считается переработка картофеля. В соседнем с нами Китае огромной популярностью пользуются картофельные хлопья, картофель фри. Своего сырья для насыщения внутреннего рынка этими продуктами в Поднебесной не хватает. Значительную часть продукции из картофеля они закупают в других странах.
Минувшим летом на Международной ярмарке в Харбине амурская делегация во главе с губернатором области провела переговоры с представителями деловых кругов КНР. На встрече рассматривался вопрос о возможности строительства в Приамурье завода по переработке картофеля. Китайская сторона выразила заинтересованность в создании такого совместного предприятия. Поддержку в реализации этого проекта готов оказать картофельный союз России и лично его руководитель Сергей Лупехин.
Для производственной деятельности заводу, естественно, потребуется сырье. В принципе, для переработки частично можно использовать сорта картофеля, которые выращиваются в области. Но сегодня весь мир идет по другому пути. Для выпуска картофеля фри, картофельных чипсов и хлопьев перерабатываются специальные сорта. Себестоимость их производства ниже, чем у товарного картофеля, потому что потребительские свойства у них ниже.
– Мы как семеноводческое хозяйство готовы включить в свои производственные планы выпуск сортов картофеля для переработки и обеспечивать ими амурских фермеров, – говорит Евгений Соколовский. – Это позволит им еще больше удешевить процесс выращивания таких сортов.
Борис Тимошенко