ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В далеком 1988 году в двух селах Якутии школьники начали углубленное изучение сельскохозяйственных дисциплин, а сегодня в республике уже 91 агропрофилированная школа. Такого количества агрошкол, как в этом регионе с самыми суровыми климатическими условиями для сельского хозяйства, нет нигде в России. Это ноу-хау республики, которая сделала ставку на подготовку будущих аграриев.

Чему учат в агрошколе

По информации минобразования РС(Я), сегодня агрошколы посещают 14,3 тысячи ребят. У 66 учебных заведений есть собственные сельхозугодья, у 73 — сельхозтехника, у 64 — теплицы. 77 школ содержат животных, лошадей, кроликов, оленей, цыплят. Включены в учебную программу растениеводство и овощеводство, агрономия и земледелие. В последние годы стали развиваться школьное пчеловодство, сбор лекарственных растений, агротуризм, ИТ-технологии в сельском хозяйстве и лесничестве.

Изначально агрошколы должны были помочь сохранению традиционного хозяйствования в Якутии, обеспечить разностороннее развитие учащихся и подготовить их к активной самостоятельной жизни на селе. Выпускники получают не только аттестат зрелости, но и рабочую специальность. 54 якутские агрошколы имеют лицензию на профподготовку, 58 — сотрудничают с учреждениями среднего профобразования. Так, в первой агрошколе Якутии — Диринской — детей обучают по девяти профессиям, в том числе водителя и тракториста, столяра, швеи, животновода и оператора ЭВМ.

Магарасская школа в Горном улусе стала агропрофилированной в 2005 году. Впрочем, еще в 1990-е годы она участвовала в республиканском эксперименте «Воспитание трудом в условиях сельской школы». Тогда были реализованы проекты «Рыба», «Косуля», «Лекарственные растения» и именно они стали базой для будущей агрошколы, одной из лучших в республике, вошедшей в список 100 лучших школ России в 2015 году.

— Учебно-подсобное хозяйство у нас большое — полтора гектара огородных и 92 сенокосных угодий, теплица площадью 110 квадратных метров. Мы держим 18 голов крупного рогатого скота и 28 лошадей, — рассказывает директор школы Максим Максимов.

169 местных ребят проходят производственную практику на пришкольной ферме и на коневодческой базе, занимаются растениеводством. Остается ли у них время на общеобразовательные предметы? За последние десять лет школа выпустила 17 медалистов. По словам Максима Максимова, каждый год от 50 до 70 процентов выпускников поступает в вузы, 30-40 — в ссузы. Каждый пятый выбирает сельскохозяйственное учебное заведение.

— Я горжусь тем, что наша агрошкола является одной из лучших в республике, — говорит Лена Ноговицына, ученица 11 класса. — Мы все любим ухаживать за телятами, кормить коров и лошадей, с удовольствием изучаем предмет «Трактороведение» и скоро получим свидетельства тракториста.

А еще Лена участвует во многих улусных, республиканских, общероссийских научно-практических конференциях и очень благодарна учителям за полученные знания.

Посчитаем доходы

В агрошколах Якутии детей не только приобщают к сельскому труду, но и учат извлекать прибыль от этой деятельности, правильно считать расходы и доходы. Больше половины агрошкол имеют доход от реализации продукции, услуг и предпринимательской деятельности, в трети созданы бизнес-инкубаторы.

В Кептинской школе на балансе бизнес-инкубатора стоит аппарат для приготовления поп-корна, сахарной ваты, картофельных чипсов. В Таттинском районе пять лет агрошколы в рамках муниципального задания поставляют свой картофель, капусту, свеклу, морковь в другие образовательные организации улуса.

В Атамайской агрошколе к бизнес-проектам подключились все ученики. Начальные классы выращивают на продажу рассаду овощей и комнатных растений, учащиеся средней ступени — цветы и овощи.

— У каждого класса свой бизнес-проект: кто-то делает сувениры и обереги, обложки для документов. Другие разводят гвоздики к 9 Мая, собирают лекарственные травы. В нашей учебной мастерской организовано швейное, столярное, гончарное производство, — рассказали в Атамайской агрошколе.

В якутских агрошколах детей не только обучают крестьянскому труду. Здесь не забывают о научной работе. В Кептинской школе реализуют шесть проектов, которые должны изменить отношение ребят к сельской жизни. Больше десяти лет они исследуют малые водоемы. Школьники изучают местную экосистему, воздействие на нее лесных пожаров.

— Наша агрошкола — единственная в селе, которое находится в отдаленном и труднодоступном месте, где нет развивающих центров для детей, музыкальных и спортивных школ, где слабая интернет-связь, бездорожье. Казалось бы, здесь нет условий для развития одаренных детей. Педагогам нужно было найти новые образовательные технологии в агрообучении, чтобы заинтересовать ребят, — рассказывает учитель русского языка и литературы Екатерина Дохунаева.

Доплаты и гранты

В финансировании агрошкол применяются повышающие коэффициенты. Но их получают не все, а примерно половина учреждений на основе рейтинга. При его составлении учитываются учебная деятельность, качество обучения и воспитания, кадровое обеспечение, организация трудового воспитания и производственная деятельность, уровень материально-технической базы, который, кстати, бывает очень высоким.

Магарасская школа, например, победила в республиканском конкурсе минсельхоза РС(Я) в 2013 году и выиграла трактор МТЗ-80, а через год стала призером регионального смотра-конкурса и получила тракторный тренажер.

Атамайская школа в 2020 году получила два грантовых миллиона на проект «Научно-учебная агролаборатория «Сайдыы». В учреждении образования установили гидропонную систему для выращивания растений. Планируются мелиорационные работы на школьных сенокосных угодьях, строительство конебазы и увеличение поголовья лошадей, возведение современной умной круглогодичной теплицы с учебной лабораторией. И это планы обычной школы в селе Бясь-Кюель, где, кстати, проживает менее тысячи человек.

(По материалам «Российской газеты»)