ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Несмотря на усиление господдержки в сельском хозяйстве, расширение бизнеса действующих игроков и запуск новых проектов пока не позволяют полностью решить вопрос самообеспечения в Приморье.

Спрос на овощи в Приморье закрывается из нескольких источников. Так называемый борщевой набор, в который входят картофель, морковь, лук, капуста и свекла, в общем обеспечен продукцией местного производства. Это урожай с полей, который собирается летом и осенью, за каждую тонну продукции можно получить небольшую субсидию из бюджета.

Даже в прошлый непогодный год приморские аграрии неплохо поработали. Приморский край занял первое место по производству картофеля среди регионов Дальнего Востока. В 2022 г. сельхозпроизводители, несмотря на наводнение, собрали более 64 тыс. тонн картофеля – 103% к уровню предыдущего года. Урожайность составила 202 центнера с гектара. Хорошо растут также морковь, лук, капуста, свекла. И теоретически количества овощей, выращенных на приморских полях, с избытком хватит для того, чтобы обеспечить все население края на весь зимний период, при условии грамотного хранения. Пока же значительная часть картофеля осенью вывозится за пределы Приморья, а зимой и весной дефицит овощей восполняется за счет импорта из других регионов и стран.

Вторая часть – овощи, которые производятся в тепличных хозяйствах: огурец, томат, перец, листовой салат. Конечно, в определенный период эти культуры вызревают и в открытом грунте, но время это сравнительно короткое, а они в свежем виде недолго. Традиционно потребность в данных овощах, а также в баклажанах, кабачках, дайконе и прочем, закрывала китайская продукция, которую производят также в теплицах в южных провинциях КНР, где есть целые города «закрытого грунта» – практически круглогодично. В Приморье овощи пользуются спросом за счет невысокой цены и пристойного качества – благо транспортировать продукцию далеко не приходится. При приличном соотношении цены и качества приморцев не отпугивали даже слухи о сверхнормативном употреблении китайскими производителями различных химикалий.

Но не на все овощи цены такие привлекательные.

«О каком снижении цен в ретейле можно говорить, если местные производители не желают снижать стоимость даже сейчас, когда на рынке появляются грунтовые овощи? – комментируют в пресс-службе сети гипермаркетов «Самбери». – Например, закупочная цена в НК «Лотос» на томаты сейчас просто космическая. Соответственно, нам приходится вести «толмачовские» овощи из Новосибирска и других регионов, несмотря на длинное «плечо» поставки».

«Овощи, выращенные в грунте в естественных условиях в сезон, по стоимости приблизительно соответствуют китайской продукции. При этом зимой цена на овощи вырастает в разы у всех. Что касается импорта из Китая, рост цен, скорее, связан с удорожанием юаня, в связи с чем закупочная стоимость выросла», – поясняет Сергей Юрченко, предприниматель и эксперт в области импорта продукции растениеводства.

При этом фермеры уверены: потребности региона вполне себе закрываются местной продукцией.

«С картофелем в Приморье проблем нет – местные хозяйства закрыли прошедший год на 100%, и даже остались излишки картофеля, – уверяет Александр Гришко, Александр Гришко, глава крестьянского хозяйства (Партизанский район). – А по остальным овощам потребности рынка закрываются местной продукцией процентов на 70».

Он добавляет, что приморским сельхозпроизводителям вполне доступна поддержка от министерства, поэтому работать можно:

«Я говорю о тех, кто действительно вкалывает. У таких все идет в рабочем режиме. Просто надо много работать и не опускать руки».

Илья Кондров, основатель бренда «Афоня-фермер», настроен не столь оптимистично. По его словам, ситуация сегодня даже хуже, чем была 10 лет назад. Помимо оставшихся нерешенными проблем добавилась административная зарегулированность сельского хозяйства.

«Раньше фермерам хотя бы на рынке можно было торговать, а сейчас сначала нужно пройти бюрократические тернии и получить необходимые бумажки, без которых тебя оштрафуют, – рассказывает Илья Кондров. – Причем большинство людей, работающих на земле, просто технически не подкованы в таких вопросах, как регистрация через «Госуслуги» и так далее. Скорее всего, в перспективе – монополизация рынка, а мелким хозяйствам так и останется выращивать овощи «для себя».

Илья Кондров отмечает, что за минувшие годы немало хозяйств разорилось:

«Конечно, мелкие частники, те, кто выращивает овощи маленькими объемами, никому не мешают. Да они, по сути, и возможностей реализовывать свою продукцию не имеют – даже через небольшие рынки или магазины. А в промышленном объеме инвестировать в это дело невыгодно по причинам, которые лежат на поверхности.

А о том, как ретейл «нуждается» в местной продукции, свидетельствует нашумевшая история фермера, который привез картофель в крупнейшую торговую сеть, но так и не дождался разгрузки фуры – грузчиков не нашлось! В итоге выгрузил картофель на обочину, так как дешевле его выкинуть, чем везти обратно. Картошки в регионе много, а вот что касается остальных овощей – ситуация сложная. Взять те же огурцы и помидоры. Зачем давать возможности развиваться местным фермерам, если есть теплицы в Михайловском районе? А остальной «недобор» по овощам выгоднее привезти из Китая. Или дать китайцам землю – пусть выращивают».

«Что касается взаимодействия с ретейлом местных небольших хозяйств, тут есть определенные сложности, – признается Евгений Воронин, глава фермерского предприятия «ИП Воронин» (с. Суражевка). – Во-первых, не все хозяйства могут обеспечить достаточный ассортимент, стабильность и объем поставок. Например, у нас в Артеме невозможно вырастить лук хорошего качества, не подходят условия. Соседнее хозяйство выращивает чеснок хорошего качества, но возить его в сеть по 50 кг в неделю ему невыгодно. Во-вторых, давайте будем реалистами. Не все фермеры могут заниматься логистикой и документооборотом с сетями. Поэтому в результате мы получаем в лучшем случае одного или двух посредников между хозяйством и ретейлером. Естественно, это приводит к удорожанию».

По мнению Воронина, решить данную проблему можно только объединением сельхозпроизводителей в кооператив, который и возьмет на себя вопросы по предпродажной подготовке, логистике и сбыту продукции.

«Поскольку кооператив потребительский, его целью не стоит максимальная прибыль, только покрытие своих затрат, поэтому выигрывает в конечном счете потребитель, – поясняет фермер. – Плюс сейчас работают программы государственной поддержки таких кооперативов от минсельхоза. Мы с коллегами основали кооператив «Мир овощей» и уже этим летом планируем начать работу. Хозяйства, входящие в кооператив, в прошлом году произвели около 10 тыс. тонн продукции – в основном это картофель и овощи борщевого набора. Все это продавалось через посредников, надеюсь, что в этом сезоне наша продукция станет более доступна для потребителя».

«Приморские сельхозпроизводства не закрывают потребности местного рынка, и ситуация точно не изменится в ближайшие 15–20 лет. Все остальные заявления – вряд ли имеют место быть, – комментирует Сергей Юрченко. – Вообще, когда в регионе начинает работать такое предприятие, как «НК Лотос», другие фермеры, не имея конкурентных преимуществ и аналогичного административного ресурса, начинают банкротиться. Бороться с этим явлением бессмысленно. На мой взгляд, разумнее заключить с Китаем соглашение, по которому договориться, что на их полях будет произрастать наш урожай, и по фиксированной цене выкупать его за год. Такое сотрудничество вполне может обеспечить продовольственную безопасность края».

С фруктами в Приморье еще сложнее, чем с овощным сегментом.

«Не весь требуемый ассортимент можно вырастить в Приморье, в конце концов, у нас не Краснодарский край, а зона рискованного земледелия», – говорит Евгений Воронин.

«Так и есть, фруктовые позиции в Приморье весьма ограничены, и большинство фруктов везется из Краснодарского края, если мы говорим об отечественном продукте. Но лично я не вижу в этом никакой проблемы», – поясняет Сергей Юрченко.

По его словам, в Приморье фрукты всегда завозились или из отдаленных регионов, или из дальних стран, или из Китая.

«Климатические условия в Приморье не позволяют выращивать собственные качественные фрукты. «Яблоки-ранетки» никому не нужны. Все же хотят бананы, манго, груши, персики и так далее. Обыкновенная рыночная история. Есть спрос – покупают и везут к нам», – поясняет Юрченко.

«Фрукты – отдельная история. Климат в Приморье, конечно же, не подходит для выращивания красивых яблок-груш, большие деньги вкладывать в эту отрасль никто не будет, – рассуждает Илья Кондров. – Слишком высокие риски, и много вопросов: а найдется ли рабочая сила? Специалисты где? Ведь в регионе даже толковых агрономов по пальцам пересчитать. О перспективах рынка сбыта вообще молчу. Местное производство с учетом затрат не может стоить дешево. Гораздо проще привозить фрукты из-за границы. Кроме того, даже при успешных сценариях сад начнет приносить плоды в виде финансов лет через десять, в то время как перекупщики зарабатывают «здесь и сейчас». Некоторые пробуют выращивать в Приморье клубнику. Огромные расходы, связанные с теплицами, естественно, закладываются в ее стоимость, поэтому и цена на ягоду такая запредельная. Можно ли построить на этом бизнес в условиях близости Китая? Вряд ли».

(По материалам konkurent.ru)