Африканская чума свиней, лейкоз крупного рогатого скота, ящур. Одни только названия этих вирусных болезней могут вогнать в уныние владельцев личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. Вспышки таких инфекций зачастую означают, что нездоровых животных придется отправить на убой. И хотя государством предусмотрен механизм компенсаций, для животноводов заражение свиней или скота — это всегда настоящая головная боль, потерянные время, деньги и нервы. Как в Еврейской автономной области обстоит эпизоотическая ситуация по данным заболеваниям и какие профилактические меры принимаются ветеринарными службами в регионе, в интервью рассказала заместитель начальника департамента ветеринарии при правительстве ЕАО Ольга Оборотова.
— Ольга Сергеевна, африканская чума свиней периодически «заглядывает» в разные российские регионы, нанося серьезный ущерб и простым животноводам, и крупным свинокомплексам. Как сейчас обстоят дела в ЕАО?
— Если говорить в целом по Дальнему Востоку, то, начиная примерно с 2018 года, в наших приграничных регионах — Хабаровском крае и Амурской области — регистрировались очаги и в дикой фауне, и среди домашних свиней. Приморский край это заболевание тоже не обошло стороной.
Что касается Еврейской автономной области, то с 2018 по 2021 годы в нашем регионе также фиксировались очаги в личных подсобных, крестьянское-фермерских хозяйствах и дикой фауне. Однако на данный момент ситуация стабильная, очаги АЧС у нас не регистрируются.
Африканская чума свиней — вирусное заболевание. К сожалению, до настоящего времени вакцинирование от АЧС не проводится. Разработка вакцины российскими учеными только ведется и, с учетом постоянной мутации вируса, она постоянно дорабатывается и пока находится на экспериментальной стадии.
— Если вакцины на данный момент нет, то какая в этом случае основная мера профилактики африканской чумы свиней?
— Это, прежде всего, разъяснительная работа. Население информируем о том, что нельзя приобретать животных без ветеринарно-сопроводительных документов, мясо не нужно закупать на стихийных рынках.
Африканская чума свиней для человека не опасна. Но современные ветеринарные правила достаточно жесткие. В пищу такое мясо поступать не должно, и если возникает эпизоотический очаг АЧС, то в нем, а также в угрожаемых зонах все животные отчуждаются и подлежат уничтожению. По сложившейся практике, для владельцев таких животных предусмотрена компенсация.
— Если АЧС сейчас в области не зарегистрирована, то случаи лейкоза крупного рогатого скота всё же есть. Какие профилактические меры принимаются для того, чтобы показатель заболеваемости оставался, скажем так, в пределах разумного?
— Лейкоз крупного рогатого скота — это хроническое вирусное заболевание, и я даже не знаю таких субъектов, где оно не было бы зарегистрировано. Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Еврейская автономия — не исключение. Сейчас на территории нашей области зафиксировано более 100 очагов этого заболевания. За последние два года их количество заметно увеличилось. Однако этому есть объективная причина.
Дело в том, что у лейкоза — три стадии развития инфекции: вирусоносительство, гематологическая стадия и клинические проявления. И если по старым правилам животное считалось больным, начиная только с гематологической стадии, то в 2021 году нормы изменились. Животное даже с вирусоносительством нужно выводить из стада и содержать отдельно, в резервации. Если таковой нет, то мы рекомендуем произвести убой.
Мясо лейкозных животных после проведения ветсанэкспертизы допускается в пищу людям, а молоко можно употреблять только после пастеризации и в личных нуждах, на промпереработку молоко должно поступать только из свободных от лейкоза хозяйств.
К счастью, животных с клинической стадией лейкоза у нас не зарегистрировано. А вот с серологической, по последним данным, насчитывается около 300 голов.
Вакцины от лейкоза КРС, как и от африканской чумы свиней, нет. Ситуацию с заболеваемостью мы постоянно мониторим. Дважды в год проводим ветеринарные мероприятия, включая отбор крови животных.
— При этом в Еврейской автономной области, насколько мне известно, сегодня работает закон о компенсации части потерь владельцам зараженных животных.
— Действительно, если ЛПХ, КФХ соблюдают установленный порядок, мы рассматриваем поданные документы и выплачиваем компенсацию. Если животное выводится и новое не приобретается, сумма компенсации составляет 15 тысяч рублей. А в случае приобретения здорового животного взамен больного, сумма возрастает вдвое, до 30 тысяч.
Объем средств, которые закладываются на эти цели, постоянно увеличивается, причем существенно. Изначально это было 225 тысяч рублей. В прошлом году общая сумма выплат составила уже 659 тысяч. А на 2023-й запланированный размер компенсации — более 800 тысяч рублей.
— От другого заболевания — ящура — вакцина, к счастью, существует. Правда ли, что Еврейская автономия числится среди дальневосточных регионов, которые, по сути, смогли победить эту напасть?
— За последние пять лет ящур регистрировался в Приморье на свинокомплексе. Также, после крупномасштабного наводнения 2013 года, заболевание выявляли на территории Амурской области. Периодически вспышки ящура фиксируется в Забайкалье, где свободная граница с Монголией, и животные переходят ее во время выпаса.
Еврейская автономная область — регион, свободный от ящура. Случаи заболевания не регистрируются уже много лет.
В соответствии с планом противоэпизоотических мероприятий мы вакцинируем и крупный, и мелкий рогатый скот для поддержания иммунитета к этому заболеванию.
Хочется отметить, что международным эпизоотическим бюро (Всемирная организация охраны здоровья животных) нашей области присвоен статус благополучной по ящуру с вакцинацией. Этому предшествовала огромная работа, которая проводилась нами на базе Центра здоровья животных в г. Владимир.
Дважды в год у мелкого и крупного рогатого скота отбирались пробы крови — в определенных точках, в определенное время — до и после вакцинации. Наукой проводились соответствующие исследования. И вот по результатам этого нам был присвоен вышеназванный статус, очень важный для региона.
Теперь и к нам в область нельзя привезти животных из неблагополучных территорий — регионов с более низким статусом, и сами мы можем свободно транспортировать животных, разумеется, при наличии ветеринарных сопроводительных документов.
(По материалам chitamedia.su)