В Бурятии завершились конкурсы сельскохозяйственных грантов. В 2023 году грантовую поддержку получат 26 фермерских проектов. Гранты «Агростартап» получат 18 проектов в среднем по 4,7 млн рублей, гранты на развитие семейной фермы – пять проектов в среднем по 18 млн рублей, гранты на развитие материально-технической базы СПоК – три проекта по 13,2 млн рублей в среднем.
Председатель Комитета развития сельских территорий и инвестиций Евгений Цыбиков рассказал о том как проходил отбор участников.
— Евгений Александрович, в этом году на конкурсы было подано 124 заявки и почти 100 из них не прошли. Расскажите, пожалуйста, как проходит конкурсный отбор участников?
— Грантовая поддержка осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК и развитие малых форм хозяйствования. Согласно им гранты предоставляются на основании решения региональной конкурсной комиссии.
С учетом этих требований сформирована конкурсная комиссия, в состав которой входят 14 человек, в том числе представители Минсельхоза РБ, Минэкономики РБ, Управления ветеринарии, депутаты Народного Хурала, преподаватели БГСХА и ВСГУТУ и представители кредитных и общественных организаций таких, как АО «Россельхозбанк», Общероссийский народный фронт, общероссийская общественная организация «Деловая Россия», ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов «Байкалаудит». При этом есть требование, что в конкурсную комиссию входят не более 50% представителей исполнительной власти.
Конкурсный отбор проектов проходит в 2 этапа. На первом этапе рассматриваются представленные документы на соответствие требованиям, проверяется полнота и содержание пакета документов, согласно утвержденному перечню. Документы принимаются в течение 30 календарных дней, что является достаточным для изучения документов на соответствие всем требованиям.
На втором этапе участники конкурса проходят очное собеседование на конкурсной комиссии. Оценивание конкурсантов происходит по бальной системе по 11 критериям: это наличие сельскохозяйственного образования; наличие опыта ведения сельского хозяйства; соответствие приоритетным направлениям поддержки; наличие совместного проекта заявителя и СПоК; наличие маточного поголовья животных по состоянию на 1 января текущего года; наличие посевных площадей у заявителя; размер собственных средств заявителя, достаточных для софинансирования проекта.
В этом году появился критерий по участию заявителя в СВО, что дало возможность двум ветеранам операции получить гранты «Агростартап».
Для проектов по развитию семейных ферм есть критерий по отсутствию грантовой поддержки. Если заявитель до этого не получал грантовую поддержку, то его проект получит максимальный балл, если получал грант ранее, то балл будет ниже.
Основной критерий, который характеризует эффективность представленного бизнес-плана – это ежегодный планируемый прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции и создание новых постоянных рабочих мест в первый год реализации проекта.
— Вы говорите о приоритетных направлениях грантовой поддержки. Расскажите подробнее. Почему именно эти направления являются приоритетными?
Эти направления определены приоритетными Минсельхозом России, и регионы должны их учитывать при предоставлении грантовой поддержки. За них дают дополнительные баллы, что повышает шансы проекта победить.
По каждому направлению грантовой поддержки федеральными Правилами определены приоритетные направления, так, например, по гранту на развитие семейных ферм – это развитие молочного и мясного скотоводства, а по гранту «Агростартап» – это проекты по развитию овощеводства, картофелеводства и молочного скотоводства.
— Получается часть проектов не проходят первый этап из-за задолженности по налогам и неправильного оформления документов?
В этом году первый этап не прошли по разным причинам. Были те, кто имел налоговую задолженность более 10 тыс рублей – это два человека, у девяти отсутствовали заверяющие подписи, у семи заявителей проект не соответствовал утвержденной структуре бизнес-плана. У четырех заявителей отсутствовали необходимые документы, двое представили выписку из похозяйственной книги без данных на 1 января этого года. Другие предоставили недостоверные сведения. Также был заявитель, который подал документы позже установленного срока, а мы такие заявки уже не рассматриваем.
Есть случай, когда заявитель на грант «Агростартап» уже получил господдержку. Это была субсидия на содержание маточного поголовья, и, согласно правилам, он не имел права подаваться на грант, но все же сделал это. И конкурсная комиссия старается отследить все эти моменты.
— Расскажите с какими трудностями столкнулись те, кто прошел во второй этап?
На втором этапе непосредственно в момент защиты члены конкурсной комиссии оценивают участников конкурсного отбора на предмет знаний и навыков заявителя, необходимых для реализации проекта. В ходе защиты проектов выявляются несоответствия имеющейся материально-технической базы и планируемых показателей деятельности. Это важные параметры, ведь они говорят об эффективности и рентабельности проекта. Многие из представленных на конкурсный отбор проектов имели значительные недоработки, недочеты.
Кроме того, часто происходит «путаница в документах». Так, например, у двух заявителей из Кяхтинского района были вложены в заявку чужие документы. В бизнес-плане заявителя из Прибайкальского района присутствуют данные другого ЛПХ, а среднегодовое поголовье не соответствует обороту стада.
В бизнес-плане другого заявителя из Прибайкальского района прирост производства продукции достигает 340% ежегодно (!) и это необоснованное завышение. При всей имеющейся у него сельхозтехнике, оборудовании и поголовье скота он никак не сможет достичь этих показателей, которые защищает.
У некоторых заявителей презентация проектов на очном собеседовании не соответствовала представленным бизнес-планам. Например, у заявителя из Бичурского района предусмотрено трудоустройство трех работников, в то время как сама заявитель на защите сообщила о намерении принять на работу только одного работника. Помимо этого, оплата труда работника в течение пяти лет указана без учета ежегодного увеличения МРОТ.
Важный критерий для комиссии по грантам на развитие семейных ферм – это наличие сельхозтехники, оборудования, поголовья скота, посевных площадей для реализации проекта. Это дает гарантии, что у фермера есть опыт и проект действительно реализуется.
Но фермер из Джидинского района, имея в родном районе скот, земли, сельхозтехнику и помещения, решил развивать ферму «с нуля» в Кабанском районе. При этом фермер уже получал грант на поддержку начинающих фермеров, и на эти деньги купил крупный рогатый скот бурятской аборигенной породы и казахской белоголовой породы. И этот случай не единичный.
— Грантовая поддержка фермеров реализуется не первый год. За все это время было поддержано немало проектов. Как они реализуются сегодня?
За последние шесть лет грантовую поддержку получили почти 200 фермерских хозяйств Бурятии. На средства гранта в селах открываются новые производственные объекты, фермеры обновляют технику, запускают мясное и молочное производство, реализуют свою продукцию в магазинах районов и Улан-Удэ. И эти проекты уже сегодня являются двигателями в развитии сельского хозяйства, так как их возглавляют умелые и талантливые хозяйственники.
Есть проекты, которые отжили требуемые пять лет и закрылись. У одного сгорела ферма, другая утратила интерес и так далее. За этими проектами стоят люди, которые смогли доказать эффективность реализации проекта, но не справились с нагрузкой, не учли все риски ведения бизнеса в сельском хозяйстве.
Также есть случаи возврата грантов. С 2017 года по 12 грантам деньги взысканы обратно в бюджет из-за невыполнения заявленных показателей. Есть грантополучатели, которые сами возвращают грант, так как не смогли освоить средства в положенный срок. Но по некоторым идет исполнительное производство: получатели израсходовали деньги гранта, но не софинансировали проект из собственных средств, а это прямое нарушение условий гранта.
— Существует такое мнение, что гранты расслабляют. Ведь получить грант все же легче, чем собирать команду, выстраивать работу, искать пути привлечения прибыли. Насколько вы согласны с этим мнением?
И да, и нет. У нас есть некоторые фермеры, которые начинают больше заботиться о том, как получить новые гранты, чем продолжать развивать свой бизнес. В этом году были такие случаи. Заявители из Селенгинского и Джидинского районов подавались на грант «Агростартап» по второму разу в разрез правилам гранта. Если в первый раз грант получали мужья, то в этот раз подавались их жены. Это подразумевает двойное финансирование по одному хозяйству и противоречит условиям предоставления гранта «Агростартап». Но, несмотря на явные противоречия, представители администраций муниципальных образований и сельских поселений активно поддерживают данные проекты, выдают выписки из похозяйственных книг без данных на 1 января текущего года, что не соответствует Порядкам и не дает возможности объективно оценить наличие поголовья животных и земельных ресурсов на отчетную дату. Все это, мягко говоря, неправильно и вызывает отдельную обеспокоенность.
Многие фермеры с личным подсобным хозяйством уже крепко стоят на ногах и могут развивать свой бизнес как К(Ф)Х или ИП, получая другие виды государственной поддержки, есть субсидии по разным отраслям сельского хозяйства и переработки продукции.
Также рекомендуем фермерам приглядеться к формату сельскохозяйственного потребительского кооператива. СПоК может стать полноценным инструментом для развития малых форм хозяйствования, а члены СПоК могут получить хорошую поддержку от государства – это и гранты, и субсидии на возмещение затрат кооперативов.
И все же грантовая поддержка нашим фермерам необходима. Сельское хозяйство достаточно сложная отрасль, которая зависима от многих факторов. И построить здесь бизнес не каждому по плечу, поэтому грант может дать хороший старт на этом пути. Хочу отметить, чтобы участники, честно готовившие свои проекты, не воспринимали отказ как конечную точку, а учли свои ошибки, усилили слабые места, набрались опыта и через год вновь подавали заявку на грант. Дорогу осилит идущий.
(По материалам газеты «Новая Бурятия»)