Животноводство – это труд без выходных. Каждый день, в любую погоду животным необходимо дать полноценное питание, напоить и обеспечить их ветеринарным обслуживанием. Только так можно получить высокие результаты. И целый ряд амурских сельхозпредприятий добиваются их. Для них обыденностью стали надои от фуражных коров в 9 тысяч тонн. Они уже готовы замахнуться на преодоление 10-тысячного рубежа. Но наряду с флагманами в Приамурье насчитывается немало хозяйств, которые дают значительно меньшую продуктивность. Как им грамотно распорядиться резервами, чтобы повысить эффективность отдачи от буренок и тем самым увеличить рентабельность бизнеса, говорилось на областном агросовещании животноводов области в Тамбовке.
Сено без протеина
Сегодня молочным скотоводством в Амурской области занимаются 11 сельскохозяйственных предприятий и 85 КФХ. На их фермах содержится соответственно 16 тыс. (из них 7,5 тысяч коров) и 4,3 тыс. (в том числе 2 тысячи коров) голов КРС. Вместе с ЛПХ в прошлом году они произвели 147 тысяч тонн молока. Средний надой на одну фуражную корову в организованном секторе составил 7078 кг. Однако эта цифра представляет тот самый случай, когда уместно сравнение со средней температурой по больнице.
Если посмотреть на продуктивность молочных коров отдельно по КФХ, то ситуация выглядит гораздо менее радостно – всего 3306 кг от одной коровы. И при этом нельзя сказать, что все дело в размерах хозяйства. Некоторые фермеры имеют результаты на уровне областных лидеров.
Так, КФХ Мащенко, КФХ Мачехина вошли в клуб «восьмитысячников». Ненамного от них отстают КФХ Колобов, КФХ Правдик, КФХ Замараев. Все эти крестьянские (фермерские) хозяйства в свое время получили господдержку в виде грантов. Для них были завезены высокопродуктивные животные. Но что мешает другим фермерам пойти по их пути и поднимать экономику своих хозяйств? Правда, наивно будет думать, что как только на ферме появятся голштины с потенциалом продуктивности 8 тыс. кг и выше, результат придет сам по себе. Для реализации всех возможностей животных необходимо еще и грамотно применять современные технологии.
Если посмотреть на голую статистику, то может показаться, в КФХ области хорошо налажена работа по заготовке кормов. Обеспеченность ими составила 68 центнеров кормовых единиц на одну фуражную корову. Почти такой же показатель и в сельхозпредприятиях – 73 центнера кормовых единиц. Считается, что для производства килограмма молока необходима одна кормовая единица. На сельхозпредпритиях это условие соблюдается. Но почему же КФХ получают молока вдвое меньше от расчетного количества?
– Причина кроется, в том числе, в нарушении технологии заготовки грубых кормов, – считает начальник управления по животноводству и племенной работе минсельхоза Амурской области Николай Лисиченко. – Лучшие агротехнические сроки для производства сена продолжаются с июня до середины июля. Фермеры в этот период времени в прошлом году заготовили лишь 30% сена. Скошенное позднее сено начинает терять протеин. В итоге в питании коров недостает важнейшего элемента, который способствует высоким надоям.
Как повысить продуктивность коров
Экономическая эффективность молочного скотоводства во многом зависит от уровня организации репродуктивности маточного поголовья. Одним из главных условий, обеспечивающих повышение продуктивности животных в целом по хозяйству, наряду с укреплением кормовой базы, является экстенсивное производство стада, профилактика бесплодия и яловости. Удовлетворительным считается получение не менее 80 телят на 100 коров. В сельхозорганизациях Амурской области этот показатель уже два года находится на уровне 69%.
Основным показателем эффективности ведения воспроизводства считается продолжительность времени от отела до оплодотворения – так называемого сервис-периода. Он должен составлять 80-90 дней. При увеличении сервис-периода до 120 дней выход телят в среднем будет колебаться в пределах 85 голов. По молочным хозяйствам Амурской области сервис-период в среднем составил 163 дня. Но это больше допустимого периода в 90 дней на 73 дня. А в отдельных хозяйствах он удлинился до 224 и даже до 273 дней.
– О какой продуктивности молочного производства можно говорить, когда у животных удлиненная лактация? Основное молоко у новотельных коров получается в первые 120-150 дней. В остальное время коровы, конечно, доятся, но хозяйства уже не получают от них той продуктивности, которую хотели бы иметь. Это – их убытки. Продолжительность сервис-периода должна быть хотя бы в пределах 130-140 дней, чтобы получать по крайней мере 78 телят. При низкой оплодотворяемости коров агропредприятия недополучают не менее 15% молока, – считает начальник отдела по племенной работе минсельхоза Амурской области Любовь Ясинская.
Также важным показателем, влияющим на продуктивность животных, является продолжительность сухостойного периода. Во время него для накопления запаса питательных веществ, восстановления железистой ткани вымени, создания нормальных условий для формирования плода коров отправляют в запуск. По мнению специалистов, животное должно отдохнуть 60 дней. Для высокопродуктивных коров этот срок можно увеличить до 70-80 дней. Между тем, в некоторых хозяйствах области сухостойный период составил всего 45 дней. При таком подходе животным не дают возможности нормально отдохнуть, и у них не происходит полного восстановления. Из-за этого в следующей лактации они дают меньше молока, чем могли бы.
Воспроизводство коров непосредственно связано с их выбраковкой. При решении вопроса, каких животных убрать из стада, нужно правильно расставить приоритеты и решить, что важнее: выбраковка ради успешного воспроизводства или ради возможности поставить нетелей на место выбывших коров. Часто приоритеты расставляются неправильно. Есть золотое правило: увеличение процента зоотехнической выбраковки и уменьшение ветеринарной повышает стандарт продуктивности стада. Однако на сегодняшний день около 80% коров в Приамурье выбраковывается по ветеринарным причинам.
– Для введения нетелей в стадо нужно проанализировать, дадут ли они необходимую продуктивность. У нас в области лишь одно хозяйство АО «Димское» два последних года выбраковывает коров-первотелок, которые не достигнут продуктивности, поставленной у них в задачах. А на остальных агропредприятиях из-за большого процента выбраковки в стадо вводятся все коровы подряд без учета их потенциальной продуктивности, – обратила внимание Любовь Михайловна. – На сегодняшний день даже в племенных хозяйствах есть коровы, которые дают 2-3 тыс. кг молока. Но таких животных в племенном хозяйстве вообще не должно быть.
Для реализации генетического потенциала и улучшения воспроизводства важнейшее место занимает выращивание ремонтного молодняка. Этот процесс должен быть направлен на максимальное сохранение крепкого и здорового поголовья стада. При выращивании молодняка основными критериями являются возраст первого осеменения, живой вес, возраст первого отела, живая масса при первом отеле. На сегодняшний день целевыми показателями для голштинской породы считаются осеменение в 13-14 месяцев, отелы в 23-24 месяца. Живой вес телки перед осеменением должен быть не менее 60-65% живой массы полновозрастной коровы, а при первом отеле – от 612 кг.
В ряде хозяйств телки осеменяются в первый раз в 18-20 месяцев, соответственно отеляются на полгода позже. Это приводит к дополнительным затратам. Ведь при соблюдении технологии воспроизводства агропредприятия могли получать молоко на шесть месяцев раньше.
Стимул для повышения доходов
Работа агропредприятий в конечном итоге направлена на получение прибыли. В 2022 году с прибылью, без учета полученных субсидий, сработали только три сельхозпредприятия. У остальных рентабельность оказалась отрицательной. Основные причины этого – перерасход кормов и яловость коров. Приплод не был получен от 500 животных. Если считать, что от них могло бы появиться 50% телок, которые затем стали бы коровами, общие потери молока составили 3949 тонн, а сумма упущенных доходов по всем сельхозорганизациям – 154 млн 480 тысяч рублей.
Держаться на плаву агропредприятиям позволяют высокие закупочные цены на молоко в Амурской области. Нигде в России молочники не имеют таких благоприятных условий, как у нас.
– Я много езжу по области и часто слышу, особенно от владельцев ЛПХ и глав КФХ, что цена на молоко низкая и заниматься молочным производством невыгодно. Но давайте посмотрим, как обстоят дела в других регионах. Максимальная закупочная цена, что в Сибири, что в центральной части России колеблется от 19 до 25 рублей. В Амурской области она по итогам прошлого года составила почти 39 рублей. Это существенный стимул, чтобы с учетом использования всех имеющихся резервов снизить себестоимость производства и повысить его доходность, – подчеркнул министр сельского хозяйства Амурской области Олег Турков. – Я не думаю, что в той же Сибири фермеры или молочные агропредприятия работают в каких-то привилегированных условиях. У них такие же проблемы, как у нас. Но жизнь реально подстегивает их при существующих закупочных ценах извлекать все ресурсы. А у нас установившиеся цены, наверное, расслабляют некоторые агропредприятия. Но ведь ситуация может и измениться…
Виновные останутся без компенсации
Одним из факторов укрепления экономической базы животноводческих хозяйств является улучшение сохранности животных. Но не на всех агропредприятиях области ситуация по этому направлению выглядит благоприятной. На сегодняшний день сложилась напряженная эпизоотическая обстановка по лейкозу. В трех хозяйствах был введен режим карантина по данному заболеванию. Кроме того имеется случай вспышки бруцеллеза. Все это привело к достаточно большому падежу скота. Для его уменьшения необходимо проводить диспансеризацию. Во время этого мероприятия исследуется кровь животных. Анализ позволяет понять, каких элементов им не хватает в организме.
– На предприятиях, где отмечен большой падеж КРС, были упущены технологические процессы по содержанию и кормлению животных, – подчеркнула начальник отдела по организации противоэпизоотических мероприятий управления ветеринарии Амурской области Ирина Соловей. – Не во всех хозяйствах в зимне-стойловый период проводилась витаминизация коров для пополнения их организма каротином. Кроме того, составление рациона животных нередко проводится без учета результатов исследования их крови на биохимический анализ. Эти моменты должны отрабатывать совместно ветеринарные и зоотехнические службы хозяйств.
На совещании было обращено особое внимание на важность организации системы биозащиты на агропредприятиях. Для этого необходимо не просто создать санпропускники, но и добиться их функционирования в соответствии с существующими требованиями, чтобы не допустить прихода эпидемии в животноводческие комплексы.
Близость Китая, где периодически возникают вспышки ящура, увеличивает риски распространения этого смертельного для животных заболевания на территории Амурской области.
– Напомню, что если на агропредприятие придет ящур, уничтожается полностью весь скот, который содержится в хозяйстве. При бруцеллезе осуществляется выбраковка заболевших животных, большая часть стада может быть сохранена. Однако хозяйство в течение полугода не сможет реализовывать произведенное молоко, оно будет его сливать. А это – огромные убытки, – отметил Олег Турков. – Также хочу обратить внимание всех животноводов о вступлении в силу с 1 марта новых правил по возмещению ущерба в результате изъятия животных и продукции животноводства в целях ликвидации очагов особо опасных болезней. Раньше мы не разбирались в таких случаях, кто виноват, кто невиновен. Компенсации выплачивали всем подряд. Только на возмещение по АЧС из бюджета в свое время было направлено 300 млн руб. Теперь же хозяйства, которые не соблюдают ветеринарные требования, лишатся господдержки до 100%.
Лидеры на Дальнем Востоке
После завершения совещания министр сельского хозяйства Приамурья дал эксклюзивное интервью для читателей нашего журнала.
– Олег Александрович, как Вы можете оценить уровень развития молочного животноводства Амурской области по сравнению с другими регионами Дальнего Востока?
– Мы лидеры в этом направлении. Конечно, животноводческие фермы возводятся и в Хабаровском, и в Приморском краях. Но темпы их строительства в Амурской области самые высокие в дальневосточном макрорегионе.
– Какие, на Ваш взгляд, самые сильные стороны амурского молочного животноводства?
– Во-первых, у нас самая лучшая по всем параметрам кормовая база. Это залог успешной работы любого агропредприятия, занимающегося животноводством. Молочные фермы кормами обеспечены на 100%. У нас по этому направлению также осуществляются меры государственной поддержки. Они направлены на приобретение высокоспециализированной и технологичной техники. Из областного бюджета нашим предприятиям компенсируется 50% стоимости приобретения кормоуборочных комбайнов. Да, они дорогие, но мы идем на такой шаг, и наши предприятия на протяжении трех лет для улучшения кормовой базы приобретали ежегодно по две-три единицы техники. Во-вторых, и это тоже очень важно, на территории области работает три крупных современных молокоперерабатывающих предприятия: Благовещенский молочный комбинат, Хладокомбинат в областном центре и Серышевский молокозавод. Благодаря этому в Приамурье формируется высокая цена на молоко. Если у нас было бы только одно такое предприятие, то поверьте, закупочная цена установилась бы в лучшем случае на уровне 25 рублей за килограмм, как это происходит по всей России. И наконец, в-третьих, агропредприятия в Приамурье возглавляют опытные и обученные руководители, а на фермах трудятся квалифицированные специалисты, которым нравится заниматься животноводством. Эти три фактора позволяют нам уверенно занимать лидирующие позиции в ДФО.
– В настоящее время в Приамурье идет реализация крупнейших инвестиционных проектов по строительству современных молочных ферм. В какой стадии готовности они находятся в настоящее время?
– На сегодняшний день возводятся две очереди в АО «Луч». Первая очередь рассчитана почти на 1600 коров, вторая – на 900 голов. Обе очереди планируется завершить в нынешнем году. В стадии подготовки к началу строительства фермы находится АО «Димское». Здесь будет реализован проект на 1800 коров. Его предполагается начать в 2025 году, если все пройдет без сбоев. В стадии проработки находится проект ИП Мельниченко в Серышевском районе. На этом предприятии есть ферма, но они хотят построить еще одну на 1500 голов.
– Возможно, еще какие-то сельхозпредприятия захотят реализовать масштабные проекты в молочном животноводстве. Они смогут рассчитывать на беспрецедентные в истории АПК Амурской области меры государственной поддержки?
– Мы определили, что еще два года будем усиленно поддерживать данное направление. Тем самым мы даем сигнал нашим животноводам: те, кто хочет построить современную ферму и получить для этого хорошую поддержку из областного бюджета, должны поспешить с принятием решения. Времени для этого осталось немного, но оно пока еще имеется.
– То есть, в ближайшем будущем область полностью закроет свои потребности в цельном молоке и исчезнет необходимость в создании новых молочных ферм?
– Мы ориентируемся на потенциал наших перерабатывающих предприятий. В настоящее время загрузка их производственных мощностей цельным молоком составляет 47%. Мы планируем эту цифру довести до 75%. Это станет возможным, когда названные выше участники инвестпроектов выведут свои фермы на проектные мощности. Но перепроизводства нам не надо. Поэтому мы остановим господдержку молочной отрасли из областного бюджета и переключимся на другие направления. У нас есть планы серьезно вложиться в развитие новых производств, в том числе, и по переработке молока.
Олег Макаров