ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Якутское творческое объединение «Кындыкан» запустило стартап, который открывает для оленеводов возможности дополнительного заработка на цифровой платформе. О том, как новые технологии могут помочь традиционной отрасли, рассказала руководитель объединения Илаан Кындыкан.

Илаан Васильевна, что представляет собой проект «Бегущая с оленями», какова его основная идея?

Илаан Кындыкан: Он подразумевает создание оленеводческого хозяйства, в котором будут использованы инновационные цифровые технологии. Проект появился как поддержка идеи предпринимательницы Раисы Ильиновой. Молодая женщина задумала воплотить в жизнь заветы своего деда, известного потомственного оленевода Жиганского эвенкийского национального района Якутии Аполлона Константиновича Ильинова. Он хотел возродить эту отрасль в родных местах на современной основе.

И вот в марте, узнав о проекте и мечте Раи, последние оленеводы села Нелькан Хабаровского края, супруги Карамзины передали ей в дар стадо из 25 животных, которых им уже было трудно содержать. А ведь именно столько оленей планировал дедушка Раи для реализации своей идеи! Как будто сама судьба свела героев проекта.

Наш стартап заложит фундамент «цифрового оленеводства». Именно здесь, в животноводческом хозяйстве Раисы Ильиновой, мы используем новейшие технологии, которые сделают образ оленевода модным, востребованным и сформируют все условия для привлечения молодежи в отрасль, продвижения культуры коренных малочисленных народов.

Каким образом удалось перевезти оленей из Хабаровского края в Якутию?

Илаан Кындыкан: Нас поддержали Ассоциация КМНС Якутии, региональные министерства транспорта и дорожного хозяйства и сельского хозяйства, партия «Единая Россия», ряд коммерческих компаний, а также общественность. Благодаря такой помощи удалось привезти оленей в Якутию и расчистить территорию стойбища.

Мы разместили животных на площадке близ Вилюйского тракта, сейчас здесь идут хозяйственные работы. Своими силами строим забор, поставили палатки. Закуплен на первое время ягель.

Кстати, приехали и сами супруги Карамзины, которые будут помогать управляться со стадом на первых порах.

Как будет развиваться стартап?

Илаан Кындыкан: Мы создадим целый этнокомплекс «Бегущая с оленями» — с цифровыми мощностями, образовательной средой, собственным производством и репродукцией исконного быта, традиционного уклада Севера.

Наш проект подразумевает также апробацию продукции резидентов ТОР «Якутия». Испытаем печи — аналоги буржуйки, дроны и коптеры для отслеживания животных, ошейники с чипами для точного подсчета поголовья, светоотражатели на рогах для отпугивания хищников и так далее.

Одним из ключевых направлений станет образовательная программа с возможностью ведения спецфакультативов, организацией выездных лагерей, внеучебных занятий со школьниками, в том числе в режиме видеосвязи с арктическими территориями.

Планируется запуск NFT-токенов с Арктического стойбища — посвящение всего мира в «цифровые оленеводы», в долгосрочной перспективе — появление метавселенной оленеводов на платформе Roblox.

Как можно оцифровать оленеводство?

Илаан Кындыкан: В сентябре прошлого года на площадке OpenSea был представлен способ финансовой поддержки оленеводческих общин. Коллекция NFT-токенов из восьми цифровых северных оленей создана в совместной работе с 3D-скульптором Нюргуном Оготоевым. Каждая фигурка закреплена за настоящим животным из стойбища. Владелец токена получает доступ в наш будущий метаверс в качестве спонсора, а также возможность наблюдать за живым северным оленем через GPS-трекер. Вырученные от продажи средства пойдут на поддержку оленеводческого стада.

Насколько просчитана доходная сторона проекта «Бегущая с оленями»?

Илаан Кындыкан: Ожидать того, что оленеводческий стартап будет бить рекорды по дивидендам, особенно в самом начале, было бы чересчур оптимистично. Но финансовая модель проекта позволяет покрывать расходы на содержание оленей и добиваться целевых показателей.

Надо понимать, что оленеводство, как хозяйственная основа жизнедеятельности коренных арктических этносов, является априори убыточным и дотационным делом. Север — это встроенность человека в природу и особая первозданная философия, далекая от потребительского отношения к природе.

В нашем проекте мы исходим из формулы смены вида деятельности — комбинирования традиционного занятия и современных технологий, таким образом создаем необходимый по законам экономической теории продукт.

Мы не словом, а делом доказываем, что все это возможно. Хотим привлечь внимание к решению проблем коренных малочисленных народов Севера. В конечном итоге мы добиваемся создания механизмов развития социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов Арктики, которое является одним из приоритетов национальной политики Российской Федерации.

(По материалам «Российской газеты»)