Вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Ольга Башмачникова рассказала о своем видении ситуации в молочном животноводстве в настоящее время.
Для того, чтобы объективно посмотреть на ситуацию, и ответить на вопрос — кто и в каких объемах производит молоко в стране, предлагаю обратиться к данным Росстата и проанализировать структуру производителей молока.
По данным Росстата за 2022 год, поголовье коров составило 7,7 млн животных (около 7,8 млн — в 2021-м), в том числе:
- в КФХ содержится 19% коров от общего поголовья (18,4% годом ранее);
- в сельхозорганизациях — 41,7% (41,5%);
- в ЛПХ — 39,3% (40,1%).
При этом в КФХ за 10 лет рост поголовья коров составил 82%. А ведь именно увеличение поголовья — основной показатель эффективности. Производство молока у фермеров за те же 10 лет выросло на 94%. Поэтому говорить о том, что перспективен только сектор крупных и средних сельхозорганизаций некорректно.
Что касается текущей ситуации, когда закупочные цены на молоко опустились до 19-25 руб. за литр, запаса прочности у многих производителей может не хватить. И это коснется и малых, и средних, и крупных ферм. В 2022 году повысились цены на запчасти, ГСМ, комбикорма, электричество. И в данной ситуации показатель устойчивости — это экономичность производства, с одной стороны, и возможность получить наилучшую цену — с другой. Ситуация с существенным снижением цен на молоко станет критической для ферм с неэкономичным подходом, большими затратами и необходимостью инвестиционных вложений.
В молочном животноводстве не всегда работает эффект масштаба. Например, чем больше поголовье, тем больше затраты на ветпрепараты, и растут они не линейно. Высокие надои на крупных фермах — это дорогие корма, быстрая выбраковка животных. Именно на крупных фермах более высокий процент падежа телят, высокие затраты на персонал и т. д.
Малые семейные фермы имеют свои плюсы: у них низкая себестоимость и экономичный процесс производства, однако из-за небольшого объема производства молока с одной фермы они получают более низкую цену за него. Считаю, что семейные фермы сегодня необходимо поддержать увеличенными субсидиями на литр молока и на голову скота. Почему их нужно поддерживать? Потому что это дифференцированное рассредоточенное производство, сохранение сельской местности и социума, контроль над территорией проживания. Мы сегодня понимаем, как это важно.
К причинам, которые вызвали ценовой коллапс на рынке молока, эксперты относят следующие:
- рост цен на молочные продукты в рознице, что привело к снижению покупательского спроса на фоне падения реальных доходов;
- рост объемов производства в 2022 году и первом квартале 2023-го;
- к концу 2022 года отрасль столкнулась с увеличением запасов при ограниченном экспорте.
Сформировавшиеся запасы продукции длительного хранения на складах переработчиков выросли на 40%, что свидетельствует о перепроизводстве и при ограничении экспорта является сильно лимитирующим фактором.
Что, на мой взгляд, в этой ситуации может поддержать производителей молока:
- снижение цен на молоко и молочную продукцию в ритейле, что должно быть следствием падения закупочных цен на молоко, это позволит оживить спрос;
- расширение экспортных поставок, выход на новые рынки;
- ограничение импорта;
- государственная поддержка в виде увеличенных субсидий на литр молока или на голову скота для небольших ферм.
(По материалам журнала «Агроинвестор»)