Одним из глобальных вопросов, затронутых в рамках недавнего «АмурМедиаФорума-2023», был уровень жизни в небольших населённых пунктах.
По словам, например, выступавшей на форуме жительницы Тамбовского района, райцентры Приамурья ждёт судьба бесперспективных советских деревень. Промышленность уничтожена, а теперь остатки социальной инфраструктуры добивает цифровизация: закрываются и пенсионный фонд, и налоговая, и казначейство, и даже военкомат — масса сельчан теряет работу.
К сожалению, и урбанизация, и цифровизация неизбежны. И оптимизации, напрямую связанной с эффективностью, противостоять тоже невозможно, — ответил глава региона Василий Орлов. — В целом, нужно решать три группы вопросов, чтобы люди оставались в сёлах. Первая — работа, её качество и зарплата. Сейчас активно развивается сельское хозяйство, растёт число перерабатывающих предприятий — это требует квалифицированной рабсилы. Вторая группа вопросов — качественное жильё для привлечения молодёжи. В частности, поддерживаем производителей, которые строят его для своих работников. Третья группа — все вопросы социальной инфраструктуры: мы активно строим и ремонтируем физкультурно-оздоровительные комплексы, дома культуры и библиотеки, школы и детсады, поликлиники, дороги, благоустраиваем общественные территории. Работает федеральная программа комплексного развития сельских территорий: в 37 сёлах области реализовано уже 40 проектов. Поддержана заявка региона и на этот год — в сумме один миллиард рублей. По нацпроекту «Безопасные качественные дороги» отремонтировано около 20 участков региональных дорог. На благоустройство городов и посёлков в этом году предусмотрено 212 млн рублей. Наконец, после пандемии ковида возобновлена работа медицинских мобильных бригад, которые возят сельчан на медосмотры и диспансеризацию, доставляют на дом лекарства и предметы первой необходимости.
Так и хочется продолжить: «Чего вам ещё надо?»Сравнивая некоторые отзывы горожан и некоторые ответы на них властей, создаётся ощущение, что верхи и низы друг друга порой не понимают, что ли.
— Вот Селемджинский район становится вахтовой землёй. Золото, уголь, древесина — не убыточные производства, почему же жители района этого не чувствуют? Почему отток населения, рост смертности, нехватку врачей и жилья оправдывают урбанизацией, оптимизацией, экономической нецелесообразностью и прочим? — негодуют амурчане.
— Главное направление в развитии района — сохранение и расширение территории как промышленного центра в первую очередь за счёт освоения новых золотоносных месторождений и глубокой лесопереработки. Это даст дополнительные рабочие места и обеспечит приток населения, — отвечают в областном правительстве.
Основной конфликт часто в том, что власть глядит в будущее, а людям надо жить СЕЙЧАС. Вот жители Зеи, например, спрашивают, где у них строят производства с рабочими местами? А им отвечают, что стратегия развития до 2025 г. обещает реализацию инвестпроектов. Но СЕЙЧАС инвесторам Зея неинтересна — от железной дороги далеко, электричество дорогое (рядом с Зейской ГЭС!), риск подтопления и землетрясений. А к 2025 г. все проблемы уйдут? И так — со всей амурской глубинкой!
Между тем
Благовещенск, по данным Росстата, неожиданно вошёл в число самых быстрорастущих городов РФ (в группе городов с населением от 200 тысяч до 300 тысяч человек) — 7,4% за год. Среди столиц регионов ДФО мы точно и вовсе — лидеры. Теперь население областного центра Приамурья почти 247 тысяч человек, год назад — 230 тысяч.
В мэрии считают, что город комфортный для жизни, и сюда едут с удовольствием. В Амурстате подтверждают, рост народонаселения обусловлен главным образом миграционным притоком — рождаемость такого плюса точно не дала. Идёт урбанизация: сёла и малые города неуклонно перетекают в столицу — к рабочим местам, к более доступному образованию и медицине, к культурной жизни, наконец.
Кроме того, недавно к Благовещенску решено присоединить часть Чигиринского сельсовета с населением около 13 тысяч человек. Это может автоматически перетащить областной центр из категории «большие города» в «крупные» — от 250 тысяч до 1 миллиона человек населения.
В целом же, из региона уезжают больше, чем приезжают.