ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«Здесь был пустырь, а теперь — наша ферма», — улыбается Михаил Коуров, показывая свои владения. Житель Пояркова начинал с небольшого домашнего хозяйства, а потом решил — пора расширяться. Региональные власти помогли средствами на развитие — Михаил стал победителем конкурсного отбора и получил грант «Агростартап». Фермер рассказал о работе хозяйства и больших планах на собственное производство кормов для самых высоких надоев.

Коровник на областные средства

Коровник видно с трассы, и проезжающие мимо удивляются — что это здесь построили?

— На этом месте ничего не было — пустырь. Приезжающие сюда часто этому удивляются: что здесь уже стоит ферма. И даже говорят, что экскурсии нужно проводить, — ведет в свои владения Михаил Коуров.

Михаил — местный житель. В его семье, как и в большинстве в советское время, держали хозяйство. Для себя он не представляет другой жизни, а потому фермерством занимается не первый год. Начинал с 12 коров — для хозяйства приспособили старый барак в селе. Параллельно занимался и растениеводством. Когда задумал расширяться, решил строить полноценную ферму. И заявился на грант в региональный минсельхоз. Глава КФХ вошел в число победителей конкурса в 2020 году и получил порядка 5 миллионов рублей. В 2021‑м на участке развернулась большая стройка.

— На эти средства мы построили коровник, докупили породистых коров и приобрели трактор. Здание рассчитано на 50 голов, сейчас с молодняком у нас примерно такое количество. 27 голов — дойных, — рассказывает фермер. — В коровнике есть специальное отделение — доильный зал. Доятся коровки с помощью специальных аппаратов. Зимой, чтобы не морозить лишний раз скот, не выгоняем в зал, а прикатываем аппараты к ним.

Коммунальная квартира

«У нас тут коммунальная квартира», — шутит Михаил, заводя в деревянное, обшитое снаружи здание.

В морозы в коровнике прячутся не только рогатые обитатели фермы, но и куры, и гуси, есть в хозяйстве даже козы, которых по доброте душевной глава КФХ забрал после смерти их хозяина.

Буренки дружно жуют сено — утренняя дойка уже прошла, и молоко уехало в молоковозе на одно из благовещенских предприятий по переработке.

— К своим, так сказать домашним, мы купили породистых голштинов — взяли у нас в Амурской области на одном из предприятий, — показывает хозяйство Михаил. — Коровы — как люди, у каждой своя кличка и даже медицинская карта. С породистыми больше сложностей — их осеменяют по‑современному, искусственно. Да и в плане корма тоже более привередливы.

Всех своих коров фермер знает в «морду».

— У каждой свой характер. Вон та, молоденькая, родилась в 2020 году. Лёлька зову ее. Когда маленькая была, идешь кормить, зовешь ее — так она из стада бежит как ребенок ко мне, тыкается — ласковая, — рассказывает про рыжую питомицу, словно про человека, фермер.

Рабочий день начинается в 4 утра

В теплом отдельном помещении на ферме работники могут передохнуть. В сезон отёлов хозяин сам частенько остается с ночевкой — принимает у рогатых кормилиц роды. В подсобке есть даже гитара — наработавшись, глава КФХ следит за хозяйством и коротает долгие зимние вечера с музыкой.

—  Конечно, молодежь сейчас не заманишь в сельское хозяйство. Работать тяжело — трудовой день начинается в 4 утра. Собираю людей, везу на ферму — в 4.40 уже дойка, кормежка. Сын у меня студент, говорит: блогером нужно быть. Но если все будут блогерами, кто будет хлеб растить? Кто людей будет кормить, если все в телефоне будут сидеть? Я всю жизнь работаю и семью сам кормлю, в магазинах мало что покупаем. А если купишь — чувствуется разница сразу во вкусе и качестве, — говорит фермер.

Корма в упаковке — мечта фермера

За фермой раскинулись бескрайние снежные поля — это тоже владения Михаила Коурова. Всего у него 200 гектаров земли, часть он использует под пастбища, также сеет и зерновые. Сейчас фермер нацелен на то, чтобы создать собственную кормовую базу.

— Приходилось покупать сено в других хозяйствах, но сейчас мы для себя заготавливаем сено и корма, для этого посеяли сою и овес. Но если хотим развиваться, без хорошей кормовой базы — никак. В идеале надой с одной коровы в сутки 25 литров — это хорошо, но всё зависит от кормов. Раньше мне удавалось покупать сенаж в упаковках. Вот его заносишь, вскрываешь — и вокруг запах настоящей летней травы! И коровам нравилось, в нём и питательные вещества сохраняются. Сейчас предприятие это закрылось, и я задумал делать такой корм сам, — делится задумками фермер. — Траву скосишь, она сырая чуть подвялится, и начинаешь крутить в рулоны. Потом упаковываешь, еще консерванты добавляются. Для производства нужен обмотчик рулонов, это не дешево — по ценам прошлого года один такой стоил порядка 3,5 миллиона рублей. Но нужно это делать — без хорошей кормовой базы не стоит ждать повышения надоев и какого‑то прогресса.

Михаил сравнивает свое хозяйство с крупными фермами в Амурской области и мечтает о расширении.

— Хочется современную ферму: и масштабы, и рабочих мест чтобы было больше. Важны и условия работы — раздевалки, душевые, чтобы человек пришел, переоделся, спокойно работал. Смотрю, конечно, в перспективу, но сейчас важно отладить весь процесс на ферме, — отмечает глава КФХ.

(По материалам bezformata.com)